Preview

Труды НАМИ

Расширенный поиск

Совершенствование конструкций кабин грузовых автомобилей на стадии проектирования для обеспечения требований пассивной безопасности при ударе и минимизации массы

Аннотация

Введение. Проблемы и вопросы, связанные с обеспечением требований пассивной безопасности кабин грузовых автомобилей, до сих пор остаются не до конца решёнными. Современные методики не дают представление о рациональных подходах к совершенствованию конструкций кабин грузовых автомобилей и минимизации массы, поэтому тема работы является актуальной.

Цель исследования заключается в улучшении параметров конструкций кабин грузовых автомобилей и их элементов на стадии проектирования на базе топологической и параметрической оптимизаций для обеспечения требований международных и национальных правил пассивной безопасности и минимизации массы.

Методология и методы. Расчёты на прочность проводились с применением метода конечных элементов. Для оптимизационных расчётов использовались программные комплексы LS-TaSC и LS-OPT с решателем LS-DYNA, которые лучше подходят для решения быстропротекающих, нелинейных, ударных задач. В работе сравнивались два типа моделей: модель базового уровня и высокоточная модель.

Результаты и научная новизна. Анализ результатов оптимизации показал, что наилучшим является комбинированное использование накладок и наполнителя для совершенствования кабины КАМАЗ. Дана сравнительная оценка поведения элементов конструкции исходного и предлагаемого вариантов кабины на базе высокоточных моделей. Сравнительный анализ результатов расчёта высокоточных моделей и моделей среднего уровня показал, что влияние дверей и стёкол на жёсткость кабины не превышает 5%.

Практическая значимость работы заключается в результатах теоретических исследований и рекомендациях, которые позволили дать предложения по изменению конструкции кабины грузового автомобиля КАМАЗ для повышения пассивной безопасности.

Об авторах

Р. Б. Гончаров
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»
Россия

аспирант

г. Москва 105005



В. Н. Зузов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»
Россия

д-р техн. наук, профессор

г. Москва 105005



Список литературы

1. Гончаров Р.Б., Зузов В.Н. Топологическая оптимизация конструкции бампера автомобиля при ударном воздействии с позиций пассивной безопасности // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2018. – № 2 (36). – С. 2–9.

2. Шабан Б.А., Зузов В.Н. Анализ влияния конструктивных факторов кабины на пассивную безопасность грузовых автомобилей при ударе по передним стойкам // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2013. – № 11. URL: http://engineering-science.ru/doc/636798.html (дата обращения: 13.05.2019).

3. Гончаров Р.Б., Зузов В.Н. Определение критериев выбора параметров материала-наполнителя в несущих тонкостенных конструкциях каркасного типа применительно к задачам пассивной безопасности автомобилей // Инженерный журнал: наука и инновации. – 2019. – № 8 (88). – C. 1–11.

4. Шмелёв А.В., Лисовский Э.В., Короткий В.С. Основы методики виртуального моделирования испытаний кабин грузовых автомобилей по требованиям пассивной безопасности // Механика машин, механизмов и материалов. – 2015. – № 3 (32). – С. 64–72.

5. VVFS 2003:29 Vägverkets föreskrifter om nationella typgodkännande av system komponent och separat teknisk enhet // Vägverkets författningssamling. Swedish, 2003. – 25 p.

6. Гончаров Р.Б., Зузов В.Н. Проблемы поиска оптимальных решений для обеспечения пассивной безопасности кабин грузовых автомобилей при минимальной массе // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2018. – № 4 (38). – C. 92–102.

7. Шабан Б.А., Зузов В.Н. Особенности моделирования каркасных элементов кузовов и кабин автомобилей при исследовании пассивной безопасности // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2012. – № 11. URL: http://engineering-science.ru/doc/486675.html (дата обращения: 13.05.2019).

8. Шабан Б.А., Зузов В.Н. Особенности построения конечно-элементных моделей кабин для исследования пассивной безопасности при ударе в соответствии с правилами ЕЭК ООН № 29 // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2013. – № 3. URL: http://engineering-science.ru/doc/542301.html (дата обращения: 13.05.2019).

9. Черников С.К., Ахмадышин А.Н. Численные исследования процессов деформирования конструкций грузовых автомобилей в течение дорожно-транспортных происшествий / Казанский физико-технический институт имени Е.К. Завойского. – 2010. – Ежегодник. Казань: Физтех Пресс. – 2011. – С. 168–172.

10. Tovar A. et al. Crashworthiness design using topology optimization // Journal of mechanical design. 2009. – № 131. – P. 1–12.

11. Raeisi S., Tovar A., Tapkir P., Mozumder C. Multimaterial topology optimization for crashworthiness using hybrid cellular automata // SAE Technical Paper 2019-010826. – 2019.

12. Raeisi S., Tovar A., Tapkir P., Mozumder C. Design for crashworthiness of vehicle structures using an extended hybrid cellular automaton method // SAE Technical Paper 2019-01-0842. – 2019.

13. Гончаров Р.Б. Исследование эффективности алгоритмов параметрической оптимизации применительно к процессам ударного воздействия на примере бампера и кабины автомобиля // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. – 2019. – № 4. С. 28–40.

14. Гончаров Р.Б., Зузов В.Н. Проблемы поиска оптимальных конструктивных параметров бампера автомобиля при ударном воздействии с позиций пассивной безопасности // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – 2018. – № 3 (122). – С. 130–136.

15. Гончаров Р.Б., Зузов В.Н., Чайко Д.Н. Моделирование поведения тонкостенных труб с разными наполнителями при предельном нагружении применительно к решению проблем пассивной безопасности автомобилей // Инженерный журнал: наука и инновации. – 2019. – № 3 (87). – C. 1–14.

16. Бутарович Д.О., Смирнов А.А., Рябов Д.М. Пеноалюминий как энергопоглощающий материал и его механические свойства // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. – 2011. – № 7. – С. 53–57.

17. Бутарович Д.О., Смирнов А.А. Моделирование механических свойств пеноалюминия // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Серия: Машиностроение. 2009. – № 3. – С. 120–123.

18. Yong Peng, Jikuang Yang, Caroline Deck, Remy Williger. Finite element modeling of crash behavior for windshield laminated glass // International Journal of Impact Engineering. – 2013. – № 57. – P. 27–35.

19. Зузов В.Н., Шабан Б. Совершенствование кабин грузовых автомобилей на стадии проектирования для удовлетворения требованиям пассивной безопасности // Инженерный журнал: наука и инновации. – 2013. № 12. URL: http://engjournal.ru/articles/1130/1130.pdf (дата обращения: 13.05.2019).


Рецензия

Для цитирования:


Гончаров Р.Б., Зузов В.Н. Совершенствование конструкций кабин грузовых автомобилей на стадии проектирования для обеспечения требований пассивной безопасности при ударе и минимизации массы. Труды НАМИ. 2019;(4):28-37.

For citation:


Goncharov R.B., Zuzov V.N. Truck cabs improvement at the design stage with the purpose to ensure passive safety requirements in case of impact and minimum weight. Trudy NAMI. 2019;(4):28-37. (In Russ.)

Просмотров: 267


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0135-3152 (Print)