Совершенствование конструкций кабин грузовых автомобилей на стадии проектирования для обеспечения требований пассивной безопасности при ударе и минимизации массы
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Введение. Проблемы и вопросы, связанные с обеспечением требований пассивной безопасности кабин грузовых автомобилей, до сих пор остаются не до конца решёнными. Современные методики не дают представление о рациональных подходах к совершенствованию конструкций кабин грузовых автомобилей и минимизации массы, поэтому тема работы является актуальной.
Цель исследования заключается в улучшении параметров конструкций кабин грузовых автомобилей и их элементов на стадии проектирования на базе топологической и параметрической оптимизаций для обеспечения требований международных и национальных правил пассивной безопасности и минимизации массы.
Методология и методы. Расчёты на прочность проводились с применением метода конечных элементов. Для оптимизационных расчётов использовались программные комплексы LS-TaSC и LS-OPT с решателем LS-DYNA, которые лучше подходят для решения быстропротекающих, нелинейных, ударных задач. В работе сравнивались два типа моделей: модель базового уровня и высокоточная модель.
Результаты и научная новизна. Анализ результатов оптимизации показал, что наилучшим является комбинированное использование накладок и наполнителя для совершенствования кабины КАМАЗ. Дана сравнительная оценка поведения элементов конструкции исходного и предлагаемого вариантов кабины на базе высокоточных моделей. Сравнительный анализ результатов расчёта высокоточных моделей и моделей среднего уровня показал, что влияние дверей и стёкол на жёсткость кабины не превышает 5%.
Практическая значимость работы заключается в результатах теоретических исследований и рекомендациях, которые позволили дать предложения по изменению конструкции кабины грузового автомобиля КАМАЗ для повышения пассивной безопасности.
Ключевые слова
Об авторах
Р. Б. ГончаровРоссия
аспирант
г. Москва 105005
В. Н. Зузов
Россия
д-р техн. наук, профессор
г. Москва 105005
Список литературы
1. Гончаров Р.Б., Зузов В.Н. Топологическая оптимизация конструкции бампера автомобиля при ударном воздействии с позиций пассивной безопасности // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. - 2018. - № 2 (36). - С. 2-9.
2. Шабан Б.А., Зузов В.Н. Анализ влияния конструктивных факторов кабины на пассивную безопасность грузовых автомобилей при ударе по передним стойкам // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2013. - № 11. URL: http://engineering-science.ru/doc/636798.html (дата обращения: 13.05.2019).
3. Гончаров Р.Б., Зузов В.Н. Определение критериев выбора параметров материала-наполнителя в несущих тонкостенных конструкциях каркасного типа применительно к задачам пассивной безопасности автомобилей // Инженерный журнал: наука и инновации. - 2019. - № 8 (88). - C. 1-11.
4. Шмелёв А.В., Лисовский Э.В., Короткий В.С. Основы методики виртуального моделирования испытаний кабин грузовых автомобилей по требованиям пассивной безопасности // Механика машин, механизмов и материалов. - 2015. - № 3 (32). - С. 64-72.
5. VVFS 2003:29 Vägverkets föreskrifter om nationella typgodkännande av system komponent och separat teknisk enhet // Vägverkets författningssamling. Swedish, 2003. - 25 p.
6. Гончаров Р.Б., Зузов В.Н. Проблемы поиска оптимальных решений для обеспечения пассивной безопасности кабин грузовых автомобилей при минимальной массе // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2018. - № 4 (38). - C. 92-102.
7. Шабан Б.А., Зузов В.Н. Особенности моделирования каркасных элементов кузовов и кабин автомобилей при исследовании пассивной безопасности // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2012. - № 11. URL: http://engineering-science.ru/doc/486675.html (дата обращения: 13.05.2019).
8. Шабан Б.А., Зузов В.Н. Особенности построения конечно-элементных моделей кабин для исследования пассивной безопасности при ударе в соответствии с правилами ЕЭК ООН № 29 // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2013. - № 3. URL: http://engineering-science.ru/doc/542301.html (дата обращения: 13.05.2019).
9. Черников С.К., Ахмадышин А.Н. Численные исследования процессов деформирования конструкций грузовых автомобилей в течение дорожно-транспортных происшествий / Казанский физико-технический институт имени Е.К. Завойского. - 2010. - Ежегодник. Казань: Физтех Пресс. - 2011. - С. 168-172.
10. Tovar A. et al. Crashworthiness design using topology optimization // Journal of mechanical design. 2009. - № 131. - P. 1-12.
11. Raeisi S., Tovar A., Tapkir P., Mozumder C. Multimaterial topology optimization for crashworthiness using hybrid cellular automata // SAE Technical Paper 2019-010826. - 2019.
12. Raeisi S., Tovar A., Tapkir P., Mozumder C. Design for crashworthiness of vehicle structures using an extended hybrid cellular automaton method // SAE Technical Paper 2019-01-0842. - 2019.
13. Гончаров Р.Б. Исследование эффективности алгоритмов параметрической оптимизации применительно к процессам ударного воздействия на примере бампера и кабины автомобиля // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. - 2019. - № 4. С. 28-40.
14. Гончаров Р.Б., Зузов В.Н. Проблемы поиска оптимальных конструктивных параметров бампера автомобиля при ударном воздействии с позиций пассивной безопасности // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - 2018. - № 3 (122). - С. 130-136.
15. Гончаров Р.Б., Зузов В.Н., Чайко Д.Н. Моделирование поведения тонкостенных труб с разными наполнителями при предельном нагружении применительно к решению проблем пассивной безопасности автомобилей // Инженерный журнал: наука и инновации. - 2019. - № 3 (87). - C. 1-14.
16. Бутарович Д.О., Смирнов А.А., Рябов Д.М. Пеноалюминий как энергопоглощающий материал и его механические свойства // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. - 2011. - № 7. - С. 53-57.
17. Бутарович Д.О., Смирнов А.А. Моделирование механических свойств пеноалюминия // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Серия: Машиностроение. 2009. - № 3. - С. 120-123.
18. Yong Peng, Jikuang Yang, Caroline Deck, Remy Williger. Finite element modeling of crash behavior for windshield laminated glass // International Journal of Impact Engineering. - 2013. - № 57. - P. 27-35.
19. Зузов В.Н., Шабан Б. Совершенствование кабин грузовых автомобилей на стадии проектирования для удовлетворения требованиям пассивной безопасности // Инженерный журнал: наука и инновации. - 2013. № 12. URL: http://engjournal.ru/articles/1130/1130.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Гончаров Р.Б., Зузов В.Н. Совершенствование конструкций кабин грузовых автомобилей на стадии проектирования для обеспечения требований пассивной безопасности при ударе и минимизации массы. Труды НАМИ. 2019;(4):28-37.
For citation:
Goncharov R.B., Zuzov V.N. Truck cabs improvement at the design stage with the purpose to ensure passive safety requirements in case of impact and minimum weight. Trudy NAMI. 2019;(4):28-37. (In Russ.)