Анализ методов бесфазной фильтрации при механических испытаниях элементов автотранспортных средств на ударное воздействие
Аннотация
Введение. Механические испытания на удар автомобильных систем вызова экстренных служб, проводимые с целью определения устойчивости к воздействию перегрузок, возникающих при столкновении транспортного средства, и проверки возможности автоматического определения момента аварии, требуют в качестве средства измерений характеристик ударного воздействия измерительной системы по классу частотных характеристик (КЧХ) КЧХ60 или КЧХ180. Из всего перечня требований к такой измерительной системе отдельно выделяется ряд требований к низкочастотной фильтрации, которая осуществляется бесфазным фильтром Баттерворта 4-го порядка.
Целью исследования является анализ возможных ограничений, возникающих при использовании эмпирического метода привязки транспонированных данных перед стартом и после окончания сбора данных, приведённого в документе ISO 6487, разработанном Международной организацией по стандартизации, на который опираются отечественные нормативные документы, регламентирующие испытания на ударное воздействие, а также в документе SAE J 211-1, разработанном Сообществом автомобильных инженеров.
Методология и методы. Методом исследования является представление шумового аддитивного сигнала, сопровождающего ударное воздействие, в виде детерминированного синусоидального сигнала с начальной фазой, при которой происходит максимальный паразитный выброс результирующего сигнала, анализ природы его возникновения с целью последующей минимизации.
Результаты и научная новизна. Результатом проведённой работы являются выявленные недостатки регламентируемых в ISO 6487 и SAE J 211-1 методов принудительной привязки транспонированных данных перед стартом и после окончания сбора данных и возможные при этом ограничения. Научной новизной является предложенный метод дополнительного сдвига транспонированных дополнительных данных, существенно снижающий влияние возникающих переходных процессов, аналитические выражения и алгоритм реализации предложенного метода, обеспечивающие минимизацию паразитных выбросов результирующего импульса ударного ускорения при проведении испытаний.
Практическая значимость результатов работы состоит в повышении достоверности результатов испытаний путём сравнения формы ударного импульса, отфильтрованного по методам ISO 6487 и SAE J 211-1, а также с учётом предложенного в данной работе метода с последующим исключением паразитной составляющей.
Ключевые слова
Об авторах
В. В. ГромоздинРоссия
канд. техн. наук, заместитель директора по техническому развитию
г. Севастополь 299053
А. А. Гринько
Россия
заместитель директора по оценке соответствия
г. Севастополь 299053
Список литературы
1. ISO 6487. Road vehicles. Measurement techniques in impact tests. Instrumentation.
2. ГОСТ Р 41.17-2001 (Правила ЕЭК ООН № 17). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении прочности сидений, их креплений и подголовников (с Изменением № 1). – Введ. 2002–01–01. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2002. – 37 с.
3. Правила ЕЭК ООН № 144. Единообразные предписания, касающиеся систем вызова экстренных служб (СВЭС). URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/main/wp29/wp29regs/2018/R144r.pdf (дата обращения: 25.12.2019).
4. ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств».
5. ГОСТ 33464-2015. Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Устройство/система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования. – Введ. 2017–01–01. – М.: Стандартинформ, 2017. – 92 с.
6. ГОСТ Р 54620-2011. Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Автомобильная система/устройство вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования (срок действия до 31.12.2019). Введ. 2012–09–01. – М.: Стандартинформ, 2013. – 67 с.
7. ГОСТ 33469-2015. Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям по определению момента аварии. – Введ. 2017–01–01. – М.: Стандартинформ, 2017. – 88 с.
8. ГОСТ Р 51371-99. Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие ударов. – Введ. 2000–07–01. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. – 28 с.
9. SAE J 211-1: 2014. Instrumentation for impact test – part 1 – Electronic instrumentation.
Рецензия
Для цитирования:
Громоздин В.В., Гринько А.А. Анализ методов бесфазной фильтрации при механических испытаниях элементов автотранспортных средств на ударное воздействие. Труды НАМИ. 2020;(1):58-66.
For citation:
Gromozdin V.V., Grin’ko A.A. Analysis of phase-free filtration methods when testing vehicle components for mechanical impact. Trudy NAMI. 2020;(1):58-66. (In Russ.)