К вопросу снижения выбросов оксидов азота дизельными двигателями внутреннего сгорания
Аннотация
Введение. В статье рассмотрена проблема снижения выбросов оксидов азота, содержащихся в отработавших газах (ОГ) дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автотранспортных средств. Отмечено, что при контроле выбросов вредных веществ при эксплуатации транспортных средств важным является учитывать их локальное воздействие в населённых пунктах, расположенных у автотрасс. Для населённых пунктов, через которые проходят автотрассы, и особенно для водителей транспортных средств, существует проблема высокой загрязнённости среды азотосодержащими выбросами.
Цель исследования заключалась в анализе работы системы нейтрализации SCR-NH3 подачей мочевины в ОГ дизельных ДВС, а также исследование метода подачи мочевины за счёт её впрыскивания в цилиндры дизельного ДВС на такте выпуска газов.
Методология и методы. Исследования показали, что важнейшим фактором, определяющим эффективность процесса реакций нейтрализации на катализаторе дизельного ДВС, является термическое воздействие на протекание реакции. Основной вклад в суммарные выбросы NОх вносят режимы номинальной мощности ДВС и режимы максимального крутящего момента. Показана связь между значениями максимальных концентраций NO x при Мк.mах и Nе.mах на суммарные выбросы NOx по 13-ступенчатому циклу в соответствии с Правилами ООН № 49.
Результаты и научная новизна. Анализируются недостатки метода нейтрализации SCR-NH3. В связи с этим предложено совершенствование метода подачи мочевины и топлива в цилиндры дизельного ДВС при помощи двухканальной форсунки. Приведены дополнительные преимущества, которые можно получить при впрыскивании мочевины в цилиндры ДВС.
Практическая значимость. Представлены результаты расчёта температуры в цилиндре дизельного ДВС при максимальной и минимальной цикловой подаче дизельного топлива при частоте вращения коленчатого вала, соответствующей максимальному крутящему моменту. Приведённые значения температур показывают, что если осуществлять впрыскивание мочевины в цилиндр ДВС после завершения открытия выпускного клапана, то условия для процесса термолиза и гидролиза мочевины, а также восстановительных реакций будут благоприятны. Проанализирован метод нейтрализации выбросов NOx, содержащихся в дымовых газах тепловых станций, процесс очистки которых включает обработку раствором мочевины дымовых газов без применения катализаторов в интервале температур, близких к условиям цилиндра дизельного ДВС.
Об авторах
А. В. ШабановРоссия
канд. техн. наук, эксперт Экспертного отдела
Московская область 141830, Дмитровский р-н, пос. Автополигон
Д. В. Кондратьев
Россия
инженер, заведующий отделением экологии транспортных средств
Московская область 141830, Дмитровский р-н, пос. Автополигон
В. А. Соломин
Россия
инженер, заведующий лабораторией двигателей отделения экологии транспортных средств
Московская область 141830, Дмитровский р-н, пос. Автополигон
В. К. Ванин
Россия
инженер, и. о. начальника управления ДВС Центра «Энергоустановки»
г. Москва 125438
Список литературы
1. Азаров В.К., Кутенёв В.Ф., Козлов А.В., Теренченко А.С. Анализ возможностей повышения энергетической эффективности и улучшения экологических показателей современного легкового автомобиля массового производства применением новых энергетических установок // Труды НАМИ. – 2012. – № 249. С. 23–32.
2. Правила ООН № 49. Единообразные предписания, касающиеся подлежащих принятию мер по ограничению выбросов загрязняющих газообразных веществ и взвешенных частиц двигателями с воспламенением от сжатия и двигателями с принудительным зажиганием, предназначенными для использования на транспортных средствах: поправки серии 06 ООН. URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/main/wp29/wp29regs/2018/R049r6am6r.pdf (дата обращения: 07.08.2019).
3. Шабанов А.В., Соломин В.А., Ванин В.К. Экологическое нормирование выбросов вредных веществ ДВС с отработавшими газами грузовых автомобилей // Труды НАМИ. – 2019. – № 2 (277). – С. 68–76.
4. Шабанов А.В., Соломин В.А., Шабанов А.А. Способ повышения эффективности системы нейтрализации оксидов азота дизельного ДВС и эффективности его работы // Известия МГТУ МАМИ. – 2018. – № 4 (38). – С. 77–84.
5. Панчишный В.И. Нейтрализация оксидов азота в отработавших газах дизелей // Двигателестроение. 2005. – № 2. – С. 35–42.
6. Демидов А.А., Надарейшвили Г.Г., Титченко А.Ю. Контроль концентрации аммиака в системах селективного восстановления оксидов азота дизелей // Механика машин, механизмов и материалов. – 2015. № 3 (32). – С. 42–45.
7. Панчишный В.И., Воробьёв И.Ю. К вопросу моделирования систем нейтрализации автомобильных двигателей // Труды НАМИ. – 2018. – № 4 (275). С. 23–37.
8. Кульчицкий А.Р. Исследование процессов образования и разработки методов снижения выбросов вредных веществ с ОГ дизелей внедорожных машин: дисс. … д-ра техн. наук. – Владимир: ВГУ, 2006. С. 337.
9. Соломин В.А., Шабанов А.В., Шабанов А.А., Селезнёв А.А. Снижение содержания оксидов азота в отработавших газах бензинового двигателя корректировкой состава топливовоздушной смеси и последующей нейтрализацией продуктов сгорания в каталитическом нейтрализаторе // Автомобильная промышленность. 2019. – № 2. – C. 7–13.
10. Способ управления впрыском мочевины в систему обработки оксидов азота с селективным каталитическим восстановлением: патент 2477374 Росс. Федерация. URL: http://www.findpatent.ru/patent/247/2477374.html (дата обращения: 07.08.2019).
11. Способ очистки дымовых газов от оксидов азота: патент 2314861 Росс. Федерация; заявл. 10.07.2006; опубл. 20.01.2008.
12. Шатров М.Г., Мальчук В.И., Дунин А.Ю., Езжев А.А. Способ совместной подачи растительных масел и дизельного топлива / Материалы международной научно-технической конференции ААИ, посвященной 145-летию МГТУ «МАМИ». Секция 2 «Поршневые и газотурбинные двигатели». – М.: 2010. – С. 42–49.
Рецензия
Для цитирования:
Шабанов А.В., Кондратьев Д.В., Соломин В.А., Ванин В.К. К вопросу снижения выбросов оксидов азота дизельными двигателями внутреннего сгорания. Труды НАМИ. 2020;(1):78-86.
For citation:
Shabanov A.V., Kondrat’ev D.V., Solomin V.A., Vanin V.K. On the issue of reducing nitrogen oxide emissions by diesel internal combustion engines. Trudy NAMI. 2020;(1):78-86. (In Russ.)