Результаты мониторинга дизельного топлива в ходе эксплуатационных испытаний автомобилей КАМАЗ
Аннотация
Введение. Проблема применения в России суррогатного дизельного топлива (ДТ) в автомобильных двигателях стоит достаточно остро. Использование такого топлива приводит к ухудшению технико-экономических показателей двигателя и автомобиля, к увеличению выбросов оксидов азота в отработавших газах.
Цель исследования – определить качество заправляемого ДТ и исключение применения суррогатного ДТ для эксплуатации автомобилей КАМАЗ.
Методология и методы. Методология исследования связана с анализом проб топлива, в ходе которого определяются: цетановое число и цетановый индекс, кинематическая вязкость, плотность, фракционный состав, температура вспышки в закрытом тигле, температура помутнения, предельная температура фильтрования, массовая доля серы, содержание воды, смазывающая способность топлива. За оценочный показатель качества топлива принимается содержание серы, так как в большинстве случаев топливо с высоким содержанием серы является суррогатным.
Результаты и научная новизна. В ходе мониторинга за 2018 г. по содержанию серы в пробах ДТ было установлено, что: 88,6% проб соответствуют требованиям ГОСТ Р 52368-2005 и ГОСТ 32511-2013 (содержание серы не более 350 ppm); 8,8% проб соответствуют требованиям ГОСТ 305-2013 (содержание серы более 350 ppm). Не соответствует требованиям нормативной документации 2,5% поступившего топлива.
Практическая значимость. Решить проблемы, связанные с производством и продажей топлива, не соответствующего национальным стандартам, можно путём совершенствования нормативной законодательной базы, введения контроля за деятельностью автозаправочных станций и ужесточения ответственности производителей и продавцов суррогатного ДТ.
Об авторах
М. Ф. ТетеринРоссия
главный специалист
г. Набережные Челны 423815
А. М. Халиуллина
Россия
магистрант, Кафедра «Автомобили, автомобильные двигатели и дизайн»
г. Набережные Челны 423812
В. Б. Хлюпин
Россия
канд. техн. наук, доцент, Кафедра «Автомобили, автомобильные двигатели и дизайн»
г. Набережные Челны 423812
Список литературы
1. Технический регламент Таможенного союза. ТР ТС 013/2011. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120933/ (дата обращения: 14.09.2019).
2. По материалам компании CREON, конференция «Дизель 2015», 3 апреля 2015 года. URL: http://www. creonenergy.ru (дата обращения: 15.09.2019).
3. Исследовательская группа «Петромаркет». URL: http://www.petromarket.ru/?r=public_11 (дата обращения: 16.09.2019).
4. Аналитическое агентство «Автостат». URL: https://www.autostat.ru/news/34462/ (дата обращения: 16.09.2019).
5. ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009) Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия. – Введ. 2015–01–01. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2014. – 15 с.
6. ГОСТ 10585-99 Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия. – Введ. 2015–01–01. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2014. – 7 с.
7. Кукушкин А.А., Азев В.С., Щербаненко Г.В. Сравнительная оценка эксплуатационных свойств дизельных топлив с различным содержанием серы / Материалы семинара «Химмотология». – М.: Московский дом научно-технической пропаганды имени Ф.Э. Дзержинского, 1979. – С. 16–19.
8. Тимохова О.М., Тимохов Р.С. Влияние сернистых соединений топлива на коррозионный износ деталей машин // Воронежский научно-технический вестник. – 2014. – № 3. – С. 122–126.
9. Корнеев С.В., Пашукевич С.В., Рыбальский Д.С., Бакулина В.Д., Буравкин Р.В., Мачехин Н.Ю., Ширлин И.И. Влияние качества дизельного топлива на работу двигателя // Омский научный вестник. – 2017. № 2. – С. 13–16.
10. Руднев С.Г. Цетановое число дизельного топлива и его влияние на качество горения / Новая наука, традиции, инновации. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет им. А. Трубилина, 2017. – Том 2, № 4. – C. 220–222.
Рецензия
Для цитирования:
Тетерин М.Ф., Халиуллина А.М., Хлюпин В.Б. Результаты мониторинга дизельного топлива в ходе эксплуатационных испытаний автомобилей КАМАЗ. Труды НАМИ. 2020;(1):87-93.
For citation:
Teterin M.F., Khaliullina A.M., Khlyupin V.B. Diesel fuel monitoring results during operational testing of KAMAZ vehicles. Trudy NAMI. 2020;(1):87-93. (In Russ.)