Сравнительный анализ схем электромеханических трансмиссий гусеничных машин с двумя тяговыми электродвигателями. Часть 2
Аннотация
Введение. В настоящее время интенсивно ведутся разработки по созданию гусеничных машин, оснащённых тяговыми электродвигателями, применение которых практически позволяет отказаться от элементов управления в механическом приводе (фрикционных муфт или тормозов), организовав при этом бесступенчатое прямолинейное движение и поворот, а также рекуперацию части кинетической энергии движения при торможении.
Цель исследования - проведение сравнительного анализа схем электромеханических трансмиссий гусеничных машин с двумя тяговыми электродвигателями.
Методология и методы. Для обеспечения возможности сравнительного анализа электромеханических трансмиссий в работе представлены уравнения кинематических и силовых связей, позволяющие в общем виде описывать механизмы передачи-поворота гусеничных машин, оснащённых двумя тяговыми электродвигателями. Сравнение проводится между такими вариантами схемных решений организации трансмиссии, как: бортовой привод ведущих колёс, раздельный привод на прямолинейное движение и поворот, совместный привод на прямолинейное движение и поворот. Критерием оценки электромеханических трансмиссий выбрана величина установочной мощности электродвигателей (произведение максимального момента на предельную частоту вращения вала ротора), отнесённая к мощностным затратам, необходимым для обеспечения прямолинейного движения. Для проведения расчётов сформирован ряд эксплуатационных режимов работы гусеничных машин.
Результаты и научная новизна. Методы, представленные в настоящей работе, позволяют на этапе проектирования проводить сравнительную оценку эффективности применения различных схемных решений механизмов передачи-поворота разрабатываемых гусеничных машин. Их отличительной особенностью является применение единого подхода к анализу полученных решений. Результатом исследования является научно обоснованный выбор рациональных схем механизмов передачи поворота для быстроходных гусеничных машин с двумя тяговыми электродвигателями. Практическая значимость. В рамках проведённой работы получен ряд рациональных схемных решений механизмов передачи-поворота гусеничных машин, применение которых позволит уменьшить величину суммарной установочной мощности тягового электропривода и, соответственно, снизить массогабаритные параметры применяемых электродвигателей.
Продолжение. Начало статьи в предыдущем выпуске
Об авторах
Б. В. ПадалкинРоссия
Падалкин Борис Васильевич - кандидат технических наук, кафедра СМ-9 Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы.
Москва 105005Г. О. Котиев
Россия
Котиев Георгий Олегович - доктор технических наук, профессор, кафедра СМ-10 Колёсные машины.
Москва 105005
А. А. Стадухин
Россия
Стадухин Антон Алексеевич - кандидат технических наук, кафедра СМ-9 Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы.
Москва 105005
Б. Б. Косицын
Россия
Косицын Борис Борисович - кандидат технических наук, кафедра СМ-10 Колёсные машины.
Москва 105005
Список литературы
1. Забавников Н.А. Основы теории транспортных гусеничных машин. - М.: Машиностроение, 1967. - 356 с.
2. Красненькое В.И., Вашец А.Д. Проектирование планетарных механизмов транспортных машин. - М.: Машиностроение, 1986. - 272 с.
3. Котиее Г. О., Мирошниченко А.В., Стадухин А.А. Определение скоростных диапазонов многоцелевых колёсных и гусеничных машин с электромеханической трансмиссией // Труды НАМИ. - 2017. - № 3 (270). - С. 51-55.
4. Трансмиссия гусеничной машины: пат. 2012147096 Рос. Федерация. № 2012147096/11; заявл. 06.11.2012; опубл. 20.05.2014, Бюл. № 14. - 1 с.
5. Косицын Б.Б., Котиев Г.О., Мирошниченко А.В., Падалкин Б.В., Стадухин А.А. Определение характеристик трансмиссий колёсных и гусеничных машин с индивидуальным электроприводом ведущих колёс // Труды НАМИ. - 2019. - № 3 (278). - С. 22-35.
6. Косицын Б.Б., Котиев Г.О., Мирошниченко А.В., Падалкин Б.В., Стадухин А.А. Метод обеспечения подвижности разрабатываемых колёсных и гусеничных машин с индивидуальным электроприводом ведущих колёс // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - 2019. - № 3 (126). - С. 135-144.
7. Горелов В.А., Косицын Б.Б., Мирошниченко А.В., Стадухин А.А. Метод определения характеристик индивидуального тягового электропривода двухзвенной гусеничной машины на этапе проектирования // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - 2019. - № 3 (126). -С. 120-134.
Рецензия
Для цитирования:
Падалкин Б.В., Котиев Г.О., Стадухин А.А., Косицын Б.Б. Сравнительный анализ схем электромеханических трансмиссий гусеничных машин с двумя тяговыми электродвигателями. Часть 2. Труды НАМИ. 2020;(3):14-23.
For citation:
Padalkin B.V., Kotiev G.O., Stadukhin A.A., Kositsyn B.B. Comparative analysis of the electromechanical transmissions schemes of tracked vehicles with two traction electric motors. Part 2. Trudy NAMI. 2020;(3):14-23. (In Russ.)