Оценка влияния дополнительной тормозной системы на нагруженность рабочих тормозных механизмов и среднюю скорость движения высокоподвижных колёсных машин
https://doi.org/10.51187/0135-3152-2020-4-52-61
Аннотация
Введение. Основным свойством для оценки транспортных колёсных машин широкого назначения является подвижность, характеризующаяся проходимостью, быстроходностью и автономностью. При этом для колёсных машин именно быстроходность (высокая средняя скорость) является основным фактором обеспечения высокой подвижности. Одним из перспективных путей повышения быстроходности высокоподвижных колёсных машин является увеличение эффективности торможения за счёт применения дополнительной системы замедления, что позволит сохранить работоспособность рабочей тормозной системы при интенсивном режиме движения.
Цель исследования - повышение подвижности (быстроходности) колёсных машин путём совершенствования тормозных свойств за счёт применения дополнительной тормозной системы.
Методология и методы. Для оценки влияния дополнительной тормозной системы на нагружен-ность рабочих тормозных механизмов и среднюю скорость движения высокоподвижных колёсных машин по совокупности дорожно-грунтовых условий применяется комплекс натурно-математического моделирования. В рамках данного комплекса реализована возможность исследования движения машины по статистически заданным трассам в режиме «реального времени» под управлением водителя-оператора. В качестве оценки эффективности применения дополнительной тормозной системы используются: температура рабочих тормозных механизмов; снижение энергии, рассеиваемой рабочей тормозной системой в процессе заезда; средняя скорость движения в зависимости от агрегатов трансмиссии, которые вносят вклад в замедление машины.
Результаты и научная новизна. Метод, представленный в данной работе, позволяет на этапе проектирования оценить влияние дополнительной тормозной системы на нагруженность рабочих тормозных механизмов и среднюю скорость движения высокоподвижных колёсных машин в условиях, приближённых к реальной эксплуатации.
Практическая значимость. В рамках работы доказана высокая эффективность применения дополнительной тормозной системы высокоподвижных колёсных машин. Определена степень снижения нагруженности рабочей тормозной системы, а также установлен уровень средних скоростей движения рассматриваемых машин по совокупности дорожных условий.
Об авторе
Б. Б. КосицынРоссия
Косицын Борис Борисович - кандидат технических наук, кафедра СМ-10 Колёсные машины.
Москва 105005Список литературы
1. Котиев Г.О., Гумеров И.Ф., Стадухин А.А., Косицын Б.Б. Определение механических характеристик узлов износостойкой тормозной системы высокоподвижных колёсных машин // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - 2020. - № 1 (128). - С. 131-141.
2. Косицын Б.Б., Котиев Г.О., Мирошниченко А.В., Падалкин Б.В., Стадухин А.А. Определение характеристик трансмиссий колёсных и гусеничных машин с индивидуальным электроприводом ведущих колёс // Труды НАМИ. - 2019. - № 3 (278). - С. 22-35.
3. Skotnikov G .I., Jileykin M.M., Komissarov A.I. Increasing the stability of the articulated lorry at braking by locking the fifth wheel coupling / IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2017 International Automobile Scientific Forum. - Moscow, IASF 2017. -Vol. 315, issue 1. - 22 February 2018.
4. Chudakov O.I., Gorelov V.A., Gartfelder V.A., Sekletina L.S. Mathematical model of curvilinear motion of an active road train with electromechanical transmission / IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019 International Automobile Scientific Forum on Technologies and Components of Land Intelligent Transport Systems. - Moscow, IASF 2019. - Vol. 819, issue 1. - 29 May 2020.
5. Chudakov O.I., Gorelov V.A. Design features of the steering control systems of road trains and articulated buses / IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019 International Conference on Modern Trends in Manufacturing Technologies and Equipment. - Sevastopol, ICMTME 2019. - Vol. 709, issue 4. - 3 January 2020.
6. Рождественский Ю.Л., Машков К.Ю. О формировании реакций при качении упругого колеса по недеформируемому основанию // Труды МВТУ. - 1982. -№ 390. - С. 56-64.
7. Жуков И.С., Дыгало В.Г. Оценка тепловой нагруженности пар трения автоматизированной тормозной системы автомобиля // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - 2018. - № 3 (122). - С. 147-152.
8. Тормозные устройства: Справочник / М.П. Александров, А.Г. Лысяков, В.Н. Федосеев, М.В. Новожилов; Под общ. ред. М.П. Александрова. - М.: Машиностроение, 1985. 312 с., ил.
9. Шалыгин А.С., Палагин Ю.И. Прикладные методы статистического моделирования. - Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1986. - 320 с.
Рецензия
Для цитирования:
Косицын Б.Б. Оценка влияния дополнительной тормозной системы на нагруженность рабочих тормозных механизмов и среднюю скорость движения высокоподвижных колёсных машин. Труды НАМИ. 2020;(4):52-61. https://doi.org/10.51187/0135-3152-2020-4-52-61
For citation:
Kositsyn B.B. The effect of an additional braking system on the working brakes loading and the average speed of highly mobile wheeled vehicles and its assessment. Trudy NAMI. 2020;(4):52-61. (In Russ.) https://doi.org/10.51187/0135-3152-2020-4-52-61