Разработка и применение эмпирических моделей для оптимизации управления двигателем внутреннего сгорания
https://doi.org/10.51187/0135-3152-2020-4-101-108
Аннотация
Введение. Качество программного обеспечения (ПО) блоков управления двигателями значительно определяет выходные показатели работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Важная составляющая процесса разработки ПО - его адаптация или калибровка, включающая большой объём работ по выбору конкретных значений управляющих воздействий для улучшения показателей рабочего цикла ДВС при ограничениях по токсичности.
Цель работы - снижение временных и материальных затрат при проведении начальных калибровочных работ.
Методология и методы. Достижение поставленной цели предлагается осуществить применением методики калибровки системы управления бензиновым двигателем с помощью эмпирических (получаемых экспериментально) моделей ДВС. Основной инструмент, используемый в работе, -программное обеспечение ASCMO, применяемое при технической поддержке ETAS. Представленный в статье процесс калибровки разбит на этапы: разработка плана эксперимента, проведение испытаний (проводится на модели бензинового двигателя), анализ и обработка результатов с построением эмпирической модели ДВС, оптимизация управляемых воздействий и подготовка калибровочных карт с учётом ограничений на вредные выбросы, накладываемых при испытаниях по автомобильному циклу.
Результаты и научная новизна. Сформулирована методика начальной калибровки ДВС, основанная на применении эмпирической модели двигателя. Представленные результаты получены без учёта законодательно установленных норм и правил; накладываемые ограничения сформированы произвольным образом.
Практическая значимость. Представленная методика имеет практическую значимость, поскольку позволяет оптимизировать трудозатраты на проведение калибровочных работ. Краткая оценка эффективности и вариантов применения методики приводится в публикации.
Ключевые слова
Об авторах
Е. С. ЕвдонинГермания
Евдонин Евгений Сергеевич - руководитель направления по Российской Федерации.
Штутгарт 70469
П. В. Душкин
Россия
Душкин Павел Витальевич - кандидат технических наук, доцент.
Москва 125319А. И. Кузьмин
Россия
Кузьмин Александр Игоревич - ведущий инженер Центра электронных устройств.
Москва 125438
Список литературы
1. Гирявец А.К. Теория управления автомобильным бензиновым двигателем. - М.: Стройиздат, 1997. - 161 с.
2. Yooshin Cho, Hube Th., Lauff U., Reddy R. Optimisation of gasoline engines automation and machine learning techniques in calibration // ATZelektronik worldwide. - 2017. - No. 03. - P. 48-53.
3. Farraen M.A., Rutledge J., Winward E. Using a statistical machine learning tool for diesel engine air path calibration // SAE Technical Paper. - 2014. - No. 201401-2391. - 17 p.
4. Соболь И.М. Численные методы Монте-Карло. -М.: Наука, 1973. - 311 с.: черт.
5. Farraen M.A. Benefiting from Sobol Sequences Experiment Design Type for Model-based Calibration // SAE Technical Paper. - 2015. - No. 2015-01-1640. - 5 p.
6. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 3. Компьютерный практикум. Моделирование процессов в ДВС / В.Н. Луканин [и др.]; под ред. В.Н. Луканина и М.Г. Шатрова / 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2007. - 414 c.: ил.
7. Савенков Н.В. Метод выбора передаточных чисел силовой установки автомобиля категории N1 на основе ездового цикла: дисс. ... кандидат технических наук. - М.: МАДИ, 2017. - 206 с.
Рецензия
Для цитирования:
Евдонин Е.С., Душкин П.В., Кузьмин А.И. Разработка и применение эмпирических моделей для оптимизации управления двигателем внутреннего сгорания. Труды НАМИ. 2020;(4):101-108. https://doi.org/10.51187/0135-3152-2020-4-101-108
For citation:
Evdonin E.S., Dushkin P.V., Kuzmin A.I. Development and application of empirical models to optimize the control of an internal combustion engine. Trudy NAMI. 2020;(4):101-108. (In Russ.) https://doi.org/10.51187/0135-3152-2020-4-101-108