Оптимизация алгоритма управления автоматическим торможением колёсного транспортного средства
https://doi.org/10.51187/0135-3152-2021-3-48-57
Аннотация
Введение (постановка задачи и актуальность). Одним из наиболее перспективных и интенсивно развивающихся направлений в области автоматизации управления автомобильным транспортом является создание высокоавтоматизированных транспортных средств.
Цель исследования – поиск решения задачи безопасного автоматического торможения колёсного транспортного средства в терминах минимизации квадратичного функционала качества управления и поиск оптимального технического решения для программно-аппаратной реализации данной системы.
Методология и методы. Для решения задачи применялся метод аналитического конструирования алгоритма управления, основанный на использовании необходимых условий минимизации слагаемых функционала для синтеза закона управления. Максимальное значение замедления ограничивается с учётом идентифицированного сцепления шин с поверхностью, а пороговое значение замедления, с которого начинается торможение выбирается как минимальное из рабочего замедления и двух замедлений, зависящих от дистанции до заднего препятствия.
Результаты и научная новизна. Испытания разработанной функции проводились для автомобиля LADA Vesta, оснащённого гидроблоком антиблокировочной системы с возможностью программного управления. Анализ результатов проведённых исследований показал, что при решении задачи безопасного автоматического торможения перед препятствием программное ограничение тормозного замедления на уровне допустимых скольжений колёс не допускает их блокирования и выполняет функции антиблокировочной системы; программное резервирование расчёта дистанции до переднего препятствия с момента начала торможения позволяет предотвратить большую часть ситуаций с ложными данными от радара при «клевке» автомобиля во время торможения.
Практическая значимость. Программная настройка параметров математических моделей двигателя, трансмиссии и тормозной системы позволяет адаптировать систему автоматического торможения внутри широкого класса моделей автомобилей.
Об авторе
В. О. СтруковРоссия
Струков Владислав Олегович, ведущий инженер управления функциональных подсистем автоматического управления транспортных средств Центра интеллектуальных систем
г. Москва 125438, Российская Федерация
Список литературы
1. Didin F.S., Iridiastadi H. Risk factors for rear-end collision: a systematic literature review / IOP Conference Series Materials Science and 909. – December 2020. DOI: 10.1088/1757-899X/909/1/012076.
2. Tan H., Zhao F., Hao H., Liu Z., Amer A.A., Babiker H. Automatic Emergency Braking (AEB) System Impact on Fatality and Injury Reduction in China // International Journal of Environmental Research and Public Health 17(3):917. – February 2020. DOI: 10.3390/ijerph17030917.
3. Jeong E. Evaluating the effectiveness of active vehicle safety systems // Accident Analysis & Prevention. – 2017. – Vol. 100. – P. 85–96.
4. Иванов А.М., Кристальный С.Р., Попов Н.В. Системы автоматического экстренного торможения. Монография. – М.: МАДИ, 2018. – 180 с.
5. Zamyatina N.Yu., Pilyasov А.N. A New Approach to Developing Northern and Arctic Russian Territories: Local Transport System // Problems of Territory’s Development. – 2018. – Vol. 4 (96). – P. 26–41. DOI: 10.15838/ptd.2018.4.96.2.
6. Справочник по теории автоматического управления / Под ред. А.А. Красовского. – М.: Наука, 1987. – 712 с.
7. Афанасьев В.Н. Алгоритмический метод построения управлений нелинейным неопределённым объектом // Проблемы управления. – 2015. – № 3. – С. 12–19.
8. Бузников С.Е., Елкин Д.С., Шабанов Н.С., Струков В.О. Задача безопасного автоматического торможения беспилотного автомобиля // Труды НАМИ. – 2016. – № 265. – С. 44–52.
9. Сайкин А.М., Бузников С.Е., Елкин Д.С., Струков В.О. Система автоматического торможения ко лёсного транспортного средства: пат. 2737069 Рос. Федерация. № 2019139276; заявл. 03.12.2019; опубл. 24.11.2020, Бюл. № 33. – 14 с.
10. Бузников С.Е., Елкин Д.С. Идентификация максимальных значений коэффициентов трения скольжения колёс автомобиля: свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2007610818, 2007.
11. Правила ООН № 152. Единообразные пред писания, касающиеся официального утверждения автотранспортных средств в отношении опережаю щей системы экстренного торможения (ОСЭТ) для транспортных средств категорий М1 и N1: Добавление 151: Правила № 152 – E/ECE/TRANS/505/Rev.3/Add.151 – 2020.
12. Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транс портных средств в отношении опережающих систем экстренного торможения (ОСЭТ): Добавление 130: Правила № 131 – E/ECE/324/Rev.2/Add.130−E/ECE/TRANS/505/Rev.2/Add.130 – 2013.
Рецензия
Для цитирования:
Струков В.О. Оптимизация алгоритма управления автоматическим торможением колёсного транспортного средства. Труды НАМИ. 2021;(3):48-57. https://doi.org/10.51187/0135-3152-2021-3-48-57
For citation:
Strukov V.O. The control optimization algorithm for automatic braking of a wheeled vehicle. Trudy NAMI. 2021;(3):48-57. (In Russ.) https://doi.org/10.51187/0135-3152-2021-3-48-57