Обеспечение точности реализации требуемого закона управления фрикционами трансмиссии регулированием объёма рабочей жидкости в компенсационной камере гидроцилиндра
https://doi.org/10.51187/0135-3152-2021-3-67-80
Аннотация
Введение (постановка задачи и актуальность). При проведении испытаний автоматической трансмиссии автомобиля были выявлены нежелательные динамические явления при переключении передач без разрыва потока мощности, заключающиеся в возникновении «паразитного» центробежного давления в бустерах фрикционов, приводящего к самовключению элемента управления, пережатию фрикционных накладок дисков, осложнению опорожнения гидроцилиндра и отведения поршня от пакета дисков. Следствием этого является снижение комфортабельности автомобиля, а в отдельных случаях – разрушение фрикционных муфт. Установлено, что причиной этого является не учитываемая существующими методиками расчёта и проектирования нестабильность степени заполнения компенсационной и поршневой камер гидроцилиндра фрикциона при различных начальных условиях.
Цель исследования – повышение точности реализации требуемого закона управления фрикционами трансмиссии целенаправленным регулированием объёма рабочей жидкости в компенсационной камере гидроцилиндра управления фрикционом.
Методология и методы. Предложена методика дорожных испытаний для идентификации и воспроизведения условий проявления данного динамического явления. Разработанная математическая модель хода поршня при включении отдельных передач позволила оценить зависимость качества реализации требуемого закона управления фрикционом от следующих параметров: степени заполнения компенсационной камеры; особенности работы электромагнитных клапанов; жёсткости возвратной пружины; количества пар трения фрикциона.
Результаты и научная новизна. На основе выполненного расчётно-экспериментального исследования и применения научно обоснованных технических решений исключено проявление динамического эффекта возникновения неуравновешенного «паразитного» центробежного давления.
Практическая значимость. Разработанные и реализованные технические решения по стабилизации давления в компенсационной камере позволили обеспечить требуемое качество переключения передач при ограничении динамической и тепловой нагруженности фрикционных дисков, что позволило обеспечить требуемый уровень динамических характеристик и комфортабельности изделия при переключении передач.
Об авторах
А. И. ТараторкинРоссия
Тараторкин Александр Игоревич, канд. техн. наук, ведущий конструктор
г. Москва 101000, Российская Федерация
г. Екатеринбург 620049, Российская Федерация
А. В. Жук
Россия
Жук Александр Владимирович, инженер-конструктор 2-й категории
г. Москва 101000, Российская Федерация
А. И. Руднев
Россия
Руднев Андрей Игоревич, инженер-конструктор 2-й категории
г. Москва 101000, Российская Федерация
Н. В. Чернышев
Россия
Чернышев Николай Васильевич, канд. техн. наук, главный конструктор
г. Москва 101000, Российская Федерация
Д. В. Бутузов
Россия
Бутузов Дмитрий Владимирович, главный специалист отдела «Коробки передач»
г. Москва 125438, Российская Федерация
М. В. Голубев
Россия
Голубев Максим Викторович, заведующий отделом математического моделирования систем управления АКП, Центр программного обеспечения
г. Москва 125438, Российская Федерация
Н. М. Фомин
Россия
Фомин Никита Михайлович, заведующий отделом калибровочных работ АКП, Центр программного обеспечения
г. Москва 125438, Российская Федерация
Список литературы
1. Goetz M. Integrated Powertrain Control for Twin Clutch Transmissions. Ph.D. thesis. – Mechanical Engineering, University of Leeds, 2005. – 310 p.
2. Naunheimer H., Bertsche B., Ryborz J., Novak W. in collaboration with Fietkau P. Automotive transmissions: Fundamentals, Selection, Design and Application. Second edition. – Springer, 2011. – 717 p.
3. Design Practices. Passenger car automatic transmissions. Fourth edition. – SAE International, 2012. – 768 p.
4. Тарасик В.П. Фрикционные муфты автомобильных гидромеханических передач / Под ред. М.П. Бренча. – Минск: Наука и техника, 1973. – 320 с.
5. Зельцерман И.М., Каминский Д.М., Онопко А.Д. Фрикционные муфты и тормоза гусеничных машин. – М.: Машиностроение, 1965. – 240 с.
6. Гапоян Д.Т. Фрикционы автоматических коробок передач. – М.: Машиностроение, 1966. – 167 с.
7. Красневский Л.Г., Белевич А.В. Автоматические трансмиссии: «болевые точки» алгоритмов управления технологии “Clutch-to-Clutch Shifts” // Механика машин, механизмов и материалов. – 2019. – № 4 (49). – С. 20–32.
8. Красневский Л.Г., Белевич А.В. Автоматические трансмиссии: технология “Clutch-to-Clutch Shifts” – история и современное состояние // Механика машин, механизмов и материалов. – 2018. – № 1 (42). – С. 5–13.
9. Белабенко Д.С., Альгин В.Б. Моделирование переходного процесса гидродинамической передачи с блоком взаимодействующих фрикционов // Вестник Белорусско-Российского университета. – 2019. – № 3 (64). – С. 5–14.
10. Белабенко Д.С. Оценка и снижение динамической нагруженности трансмиссии с блоком взаимодействующих фрикционов на основе моделирования процессов в её гидромеханической системе: автореф. дисс. …. канд. техн. наук. – Минск, 2020. – 23 с.
11. Косов В.П. Проектирование гидромеханических передач транспортных машин. Ч. 1: Структура гидромеханической передачи, гидродинамическая передача. Учеб. пособие. – Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 1998. – 96 с.: ил.
12. Харитонов С.А. Автоматические коробки передач. – М.: ООО Издательство Астрель; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 335 с.
13. Нагайцев М.В., Нагайцев М.М., Тараторкин А.И., Харитонов С.А. Гидромеханическая коробка передач: пат. RU 2549343 Рос. Федерация. № 2013133740/11; заявл. 19.07.2013; опубл. 27.04.2015, Бюл. № 12. – 10 с.
14. Zongxuan S., Kumar H. Challenges and Opportunities in Automotive Transmission Control / Proc. American Control Conference. – Portland, 2005. – P. 3284–3289.
15. Fischer R., Küçükay F., Jürgens G., Najork R., Pollak B. The Automotive Transmission Book. – Springer International Publishing, 2015. – 355 p. ISBN 978-3-319-05262-5, ISBN 978-3-319-05263-2 (eBook). DOI 10.1007/978-3-319-05263-2.
16. Mishra K.D., Srinivasan K., Cardwell G. Modeling, Control, and Adaption for Shift Quality Control of Automatic Transmissions // SAE Technical Papers. – 2019. – № 2019-01-1129. DOI: 10.4271/2019-01-1129.
17. Sun Z., Zhu G.G. Design and control of automotive propulsion systems. – Taylor and Francis Group LLC. ISBN 978-1-4398-2019-3 (eBook – PDF), (2015Х).
18. Dörr C., Kalczynski H., Rink A., Sommer M. NineSpeed Automatic Transmission 9G-Tronic by MercedesBenz // ATZ worldwide. – 2014. – No. 116. – P. 20–25. DOI 10.1007/s38311-014-0006-5.
19. Львовский К.Я., Черпак Ф.А., Серебряков И.Н., Щельцын Н.А. Трансмиссии тракторов. – М.: Машиностроение, 1976. – 280 с.
Рецензия
Для цитирования:
Тараторкин А.И., Жук А.В., Руднев А.И., Чернышев Н.В., Бутузов Д.В., Голубев М.В., Фомин Н.М. Обеспечение точности реализации требуемого закона управления фрикционами трансмиссии регулированием объёма рабочей жидкости в компенсационной камере гидроцилиндра. Труды НАМИ. 2021;(3):67-80. https://doi.org/10.51187/0135-3152-2021-3-67-80
For citation:
Taratorkin A.I., Zhuk A.V., Rudnev A.I., Chernyshev N.V., Butuzov D.V., Golubev M.V., Fomin N.M. Ensuring the required law implementation accuracy of the transmission clutches control by regulating the working fluid volume in the hydraulic cylinder compensation chamber. Trudy NAMI. 2021;(3):67-80. (In Russ.) https://doi.org/10.51187/0135-3152-2021-3-67-80