Preview

Труды НАМИ

Расширенный поиск

Анализ эффективности действия систем автоматического экстренного торможения по отношению к незащищённым участникам дорожного движения

https://doi.org/10.51187/0135-3152-2022-1-26-34

Аннотация

Введение (постановка задачи и актуальность). Имеющиеся методики испытаний систем автоматического экстренного торможения (САЭТ) не учитывают особенности российских условий эксплуатации (освещение, погодные условия, реальную статистику дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и т.п.). Поэтому необходима обоснованная адаптация и коррекция подобных методик.

Цель исследования разработка и опробирование методики испытаний эффективности действия САЭТ с функцией предотвращения наезда на пешехода.

Методология и методы. Применены методы статистических исследований и математического анализа статистических данных о ДТП. На основании статистики ДТП с наездом на пешехода в 2020 г. в Российской Федерации были установлены самые распространённые сценарии и условия наезда на пешехода. На основании этих данных предложены типы испытаний систем автоматического экстренного торможения (САЭТ) с функцией предотвращения наезда на пешеходов. Испытания САЭТ планируется проводить в светлое и тёмное время суток, без искусственного освещения.

Результаты и научная новизна. Научную новизну представляет методика оценки эффективности действия САЭТ при работе по цели «взрослый пешеход». Критерием оценки эффективности действия САЭТ является предельная скорость, при которой возможно предотвращение наезда на пешехода. Итоговая оценка эффективности действия определяется с учётом коэффициента весомости каждого типа испытания. Коэффициенты весомости обосновываются реальной статистикой ДТП. Представлены результаты испытаний эффективности действия САЭТ автомобиля Toyota RAV4, выполненных по разработанной методике. Представлена параметрическая запись заезда, характеризующая особенности функционирования САЭТ автомобиля Toyota RAV4.

Практическая значимость. Разработанная методика может быть взята за основу для формирования российского национального рейтинга безопасности новых автомобилей RuNCAP.

Об авторах

С. Р. Кристальный
ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»
Россия

Кристальный Сергей Робертович –  кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобили»

г. Москва 125319



Н. В. Попов
ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»
Россия

Попов Николай Викторович –  кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобили»

г. Москва 125319



А. Н. Андреев
ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»
Россия

Андреев Алексей Николаевич – ассистент кафедры «Автомобили»

г. Москва 125319



Д. В. Сидоров
ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»
Россия

Сидоров Денис Васильевич – аспирант кафедры «Автомобили»

г. Москва 125319



А. Ч. Тилахун
ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»
Россия

Тилахун Адимасу Черу – аспирант кафедры «Автомобили»

г. Москва 125319



Список литературы

1. Иванов А.М., Кристальный С.Р., Попов Н.В., Шадрин С.С. Интеллектуальные системы помощи водителю. Технические требования и методы испытаний: учеб. пособие. – М.: МАДИ, 2019. – 100 с.

2. Гайсин С.В., Бахмутов С.В., Ендачёв Д.В., Мезенцев Н.П. Развитие интеллектуальных систем помощи водителю (ADAS) в Российской Федерации // Труды НАМИ. – 2016. – № 265. – С. 6–12.

3. Малиновский М.П. Предпосылки к разработке современных систем предупреждающего и автономного управления движением // Труды НАМИ. – 2017. – № 1 (268). – С. 53–59.

4. Kukkala V.K. et al. Advanced driver-assistance systems: A path toward autonomous vehicles // IEEE Consumer Electronics Magazine. – 2018. – V. 7. – No. 5. – P. 18–25.

5. SAE J3016:2016 Surface vehicle recommended practice – Taxonomy and Definitions for Terms Related to Driving Automation Systems for On-Road Motor Vehicles, SAE International, 2016

6. Ендачёв Д.В., Бахмутов С.В., Евграфов В.В., Мезенцев Н.П. Электронные системы интеллектуальных транспортных средств // Механика машин, механизмов и материалов. – 2020. – № 4 (53). – С. 5–10.

7. Ivanov A., Shadrin S., Popov N., Gaevskiy V., Kristalniy S. “Virtual and physical testing of advanced driver assistance systems with soft targets”, 2019 International Conference on Engineering and Telecommunication, EnT 2019 9030527.

8. About Euro NCAP. URL: https://www.euroncap. com/en/about-euro-ncap/ (дата обращения: 20.01.2022).

9. Vulnerable Road User (VRU) Protection. URL: https://www.euroncap.com/en/for-en-gineers/protocols/vulnerable-road-user-vru-protection/ (дата обращения: 20.01.2022).

10. Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автотранспортных средств в отношении систем автоматического экстренного торможения (САЭТ) для транспортных средств категорий М1 и N1. URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/ trans/main/wp29/wp29regs/2020/R152r.pdf (дата обращения: 20.01.2022).

11. Показатели состояния безопасности дорожного движения. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 20.01.2022).

12. ISO/DIS 19206-2 Road vehicles – Test devices for target vehicles, vulnerable road users and other objects, for assessment of active safety functions – Part 2: Requirements for pedestrian targets.


Рецензия

Для цитирования:


Кристальный С.Р., Попов Н.В., Андреев А.Н., Сидоров Д.В., Тилахун А.Ч. Анализ эффективности действия систем автоматического экстренного торможения по отношению к незащищённым участникам дорожного движения. Труды НАМИ. 2022;(1):26-34. https://doi.org/10.51187/0135-3152-2022-1-26-34

For citation:


Kristal’nyy S.R., Popov N.V., Andreev A.N., Sidorov D.V., Tilakhun A.Ch. Effectiveness analysis of the automatic emergency braking systems in relation to unprotected participants. Trudy NAMI. 2022;(1):26-34. (In Russ.) https://doi.org/10.51187/0135-3152-2022-1-26-34

Просмотров: 270


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0135-3152 (Print)