Preview

Труды НАМИ

Расширенный поиск

Электротоплива – последняя «надежда» двигателя внутреннего сгорания

https://doi.org/10.51187/0135-3152-2022-4-15-34

Аннотация

В июле 2021 г. Евросоюзом была одобрена программа “Fit for 55”, одной из целей которой был полный отказ от производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) в ЕС к 2035 г. Произойдёт ли это или у ДВС сохраняются шансы остаться в составе силового агрегата автомобиля ещё долгое время? В последние годы в Европе и США широко обсуждается тема так называемых e-fuels или электротоплив – синтетических топлив, созданных на базе «зелёного» водорода (полученного за счёт «зелёной» же электроэнергии) и извлечённого из атмосферы углекислого газа. Главное их преимущество, как заявляют сторонники e-fuels, – они «сделаны из возобновляемых природных материалов – воды и воздуха» и являются экологически нейтральными. Так ли это и спасут ли e-fuels двигатель внутреннего сгорания?

Об авторах

М. А. Зленко
ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
Россия

Зленко Михаил Александрович – д-р техн. наук, главный научный сотрудник Центра «Энергоустановки»

г. Москва 125438



А. С. Теренченко
ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
Россия

Теренченко Алексей Станиславович – канд. техн. наук, директор Центра «Энергоустановки»

г. Москва 125438



Список литературы

1. Global temperatures. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Chart-LongtermGTemps.jpg (дата обращения: 31.10.2022).

2. Met Office: Atmospheric CO 2 now hitting 50% higher than pre-industrial level. 16 March 2021. URL: https://www.carbonbrief.org/met-office-atmospheric-co2-now-hitting-50-higher-than-pre-industrial-levels (дата обращения: 31.10.2022).

3. Флинт Р.Ф. История Земли. – М.: Прогресс, 1978. – 340 с.

4. Данилов-Данилян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – С. 379.

5. Wood P. UN Wants $4-$6 Trillion To Prop Up Its Failing Global Warming Program. URL: https://www.technocracy.news (дата обращения: 31.10.2022).

6. Ice Core Studies Prove CO 2 Is Not the Powerful Climate Driver Climate Alarmists Make It Out to Be. Center for the Study of Carbon Dioxide and Global Change. Vol. 6, Number 26, 25 June 2003. URL: http://www.co2science.org/articles/V6/N26/EDIT.php (дата обращения: 31.10.2022).

7. Dlugokencky E., Houweling S., Dirksen R., Schröder M., Hurst D., Forster P. and WMO Secretariat. Observing Water Vapour. World Meteorological Organization. Bulletin nº: Vol 65 (2) – 2016.

8. 2050 Strategy: The Road towards decarbonisation is being mapped now. URL: https://www.equilibredesenergies.org/en/16-05-2019-2050-strategy-the-road-towards-decarbonisation-is-being-mapped-now (дата обращения: 31.10.2022).

9. Gibbs E., Mannion P., Siccardo G., Patel M. Now the IPCC has recognized that carbon removals are critical to addressing climate change, it’s time to act. URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/sustainability/our-insights/sustainability-blog/now-the-ipcc-has-recognized-that-carbon-removals-are-critical-to-addressing-climate-change-its-time-to-act (дата обращения: 31.10.2022).

10. Mock P., Dornoff J. E-fuels: The magic lollipop to keep combustion engines alive (or not). June 30, 2022. URL: https://theicct.org/e-fuels-eu-co2-standards-jun22 (дата обращения: 31.10.2022).

11. EU deal on car CO 2 standards leaves door ajar for e-fuels. 01.06. 2022. URL: https://www.euractiv.com/section/alternative-renewable-fuels/news/eu-deal-on-car-co2-standards-leaves-door-ajar-for-e-fuels (дата обращения: 31.10.2022).

12. Hydrogen colours codes. URL: https://www.h2bulletin.com/knowledge/hydrogen-colours-codes (дата обращения: 31.10.2022).

13. Beidl C., Heintzel A. Interplay of All Drive Types // MTZ worldwide. – 2022. – No. 5. – P. 8–12.

14. Omari A., Heuser B., Wiartalla A., Schönen M. Electricity-generated Fuels for Mobile Machinery. RWTH Aachen University // MTZ worldwide. – 2018. – No. 12. – P. 60–65.

15. Розовский А.Я. Современные проблемы синтеза метанола // Успехи химии. – 1989. – Т. 58. – Вып. 1. – С. 68–93.

16. From 2021 we will be able to offer a battery-powered version of every model // ATZ. Anniversary Issue. – 2018. – P. 32.

17. Bamford K. Canada Becomes a Leader in Carbon Capture / APRIL 25, 2019 BY GREENCHEMUOFT. URL: https://greenchemuoft.wordpress.com/2019/04/25/canada-becomes-a-leader-in-carbon-capture (дата обращения: 31.10.2022).

18. Negative Emissions Technologies and Reliable Sequestration: A Research Agenda. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. 2019. Washington, DC: The National Academies Press. – P. 197. DOI: https://doi.org/10.17226/25259.

19. Куксов Д.Ю., Назаренко И.Н. Получение углекислоты из атмосферного воздуха // Воздушно-космические силы. Теория и практика. – 2021. – № 19. – С. 196–211.

20. Zhou Y., Searle S., Pavlenko N. Current and future cost of e-kerosene in the United States and Europe. URL: https://theicct.org/wp-content/uploads/2022/02/fuels-us-europe-current-future-cost-ekerosene-us-europe-mar22.pdf (дата обращения: 31.10.2022).

21. Carroll S.G. E-fuels will only be able to power 2% of EU car fleet by 2035: analysis.

22. Ueckerdt F., Bauer Ch., Dirnaichner A., Everall J., Sacchi R., Luderer G. Potential and limitations of hydrogen-based e-fuels in climate change mitigation // Nature Climate Change. – 2021. – No. 11 (5). – P. 1–10.

23. Ambel C.C. E-fuels too inefficient and expensive for cars and trucks, but may be part of aviation’s climate solution – study. URL: https://www.transportenvironment.org/discover/e-fuels-too-inefficient-and-expensive-cars-and-trucks-may-be-part-aviations-climate-solution/ (дата обращения: 31.10.2022).

24. Day P. Hydrogen costs hang on solving transportation. Aug 10, 2022. URL: https://www.reutersevents.com/renewables/renewables/hydrogen-costs-hang-solving-transportation (дата обращения: 31.10.2022).

25. Collis J., Schomäcker R. Determining the Production and Transport Cost for H 2 on a Global Scale. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fenrg.2022.909298/full (дата обращения: 31.10.2022).

26. Hurskainen М. Liquid organic hydrogen carriers (LOHC): Concept evaluation and techno-economics. VTT Technical Research Centre of Finland. VTT Research Report No. VTT-R-00057-19.

27. Blanco H. What’s best for Hydrogen transport: ammonia, liquid hydrogen, LOHC or pipelines? May 5, 2022. URL: https://energypost.eu/whats-best-for-hydrogen-transport-ammonia-liquid-hydrogen-lohc-or-pipelines (дата обращения: 31.10.2022).

28. The plan for the future. URL: https://www.siemens-energy.com/global/en/news/magazine/2021/haru-oni.html (дата обращения: 31.10.2022).

29. ТАСС: Решетников: РФ готова поставлять водород в ФРГ с последующим транзитом в страны Европы. 10 сентября 2021, 09:04. URL: https://tass.ru/ekonomika/12350607 (дата обращения: 31.10.2022).

30. Voices from the International Engine Congress 2022 // MTZ worldwide. – 2022. – No. 5. – P. 77–78.

31. Voices from the International Engine Congress 2022 // MTZ worldwide. – 2022. – No. 5. – P. 82.

32. Grebe U.D. Zukünftiger „Motor“ der Mobilität – elektrisch oder thermodynamisch? Tagung Zukunft antreiben. Quo vadis Verbrennungsmotor? Festkolloquium anlässlich des 60. Geburts tages von Prof. Dr. techn. Christian Beidl, Darmstadt, 2021.

33. Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council establishing a carbon border adjustment mechanism. – Brussels, 14.7.2021. COM (2021) 564 final. 2021/0214 (COD).

34. Мельников Ю., Данеева Ю. Европейское напряжение: как углеродный налог отразится на российском экспорте электроэнергии в ЕС. URL: https://www.forbes.ru/biznes/435609-evropeyskoe-napryazhenie-kak-uglerodnyy-nalog-otrazitsya-na-rossiyskom-eksporte (дата обращения: 31.10.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Зленко М.А., Теренченко А.С. Электротоплива – последняя «надежда» двигателя внутреннего сгорания. Труды НАМИ. 2022;(4):15-34. https://doi.org/10.51187/0135-3152-2022-4-15-34

For citation:


Zlenko M.A., Terenchenko A.S. E-fuels – last hope for internal combustion engine. Trudy NAMI. 2022;(4):15-34. (In Russ.) https://doi.org/10.51187/0135-3152-2022-4-15-34

Просмотров: 381


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0135-3152 (Print)