Влияние управления крутящим моментом на ведущем валу автоматической ступенчатой трансмиссии на процессы переключения передач
https://doi.org/10.51187/0135-3152-2022-4-70-82
Аннотация
Введение (постановка задачи и актуальность). При создании систем управления для автоматических коробок передач (АКП) одним из ключевых вопросов является выбор алгоритмов переключения передач. Их структура и рабочие параметры оказывают влияние на такие характеристики процессов переключения, как нагрузки в трансмиссии и работа буксования фрикционных элементов, которые, в свою очередь, определяют комфорт автомобиля и долговечность элементов АКП. Одним из факторов, определяющих эти характеристики, является управление крутящим моментом двигателя в процессе переключения передач. В случае гибридной энергоустановки наличие тягового электродвигателя на входе АКП расширяет возможности управления крутящим моментом на её ведущем валу. Исследование процессов переключения передач в этих аспектах является актуальной задачей совершенствования систем управления АКП.
Цель исследования – провести сравнительный анализ влияния различных способов управления крутящим моментом на ведущем валу АКП на динамические показатели процессов переключения передач, работу буксования фрикционных элементов АКП и факторы комфортабельности автомобиля.
Методология и методы. Исследование проведено посредством математического моделирования. Разработана модель движения автомобиля с АКП, учитывающая возможность установки электродвигателя на ведущем валу. Проведены вычислительные эксперименты, воспроизводящие повышающие и понижающие переключения передач в процессе разгона автомобиля с созданием корректирующего крутящего момента в инерционных фазах переключений. Выполнен анализ результатов моделирования с определением основных показателей динамики автомобиля и работы буксования фрикционных элементов АКП.
Результаты и научная новизна. Установлено существенное снижение (в среднем на 40%) рывков («джерков») при создании корректирующего момента с помощью электродвигателя в инерционных фазах как повышающих, так и понижающих переключений передач. Также установлено, что создание корректирующего момента при повышающих переключениях позволяет снизить работу буксования фрикционов на 16–24% в случае управления топливоподачей двигателя внутреннего сгорания и на 28–34% в случае использования электродвигателя. Вместе с тем коррекция момента с помощью электродвигателя при понижающих переключениях увеличивает работу буксования в 1,4–2,4 раза.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке систем управления для АКП как для традиционных автомобилей, так и для автомобилей с электрическим приводом в составе энергоустановки.
Об авторах
И. А. КуликовРоссия
Куликов Илья Александрович – канд. техн. наук, заведующий сектором имитационного моделирования энергетических установок, Центр «Энергоустановки»
г. Москва 125438
О. И. Гируцкий
Россия
Гируцкий Ольгерт Иванович – д-р техн. наук, профессор, заместитель председателя Экспертного совета
г. Москва 125438
И. А. Фисенко
Россия
Фисенко Игорь Алексеевич – канд. техн. наук, ведущий эксперт Экспертного совета
г. Москва 125438
Список литературы
1. Fischer R., Küçükay F., Jürgens G., Najork R., Pollak B. The Automotive Transmission Book. – Springer International Publishing Switzerland, 2015. – P. 12, 49, 54–59.
2. Genta G., Morello L. The Automotive Chassis. Vol. 1: Components Design. – Springer Science+Business Media B.V., 2009. – P. 544–546.
3. Фисенко И.А., Гируцкий О.И. К вопросу выбора параметров процесса переключения ступеней автоматических коробок передач с фрикционными элементами // Труды НАМИ. – 2019. – № 2 (277). – С. 6–13.
4. Crowther A., Zhang N., Liu D. K., Jeyakumaran J.K. Analysis and simulation of clutch engagement judder and stick–slip in automotive powertrain systems // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers Part D Journal of Automobile Engineering. – 2004. – No. 218 (12). – P. 1427–1446.
5. Liu Y., Qin D., Jiang H., Zhang Y. A Systematic Model for Dynamics and Control of Dual Clutch Transmissions // ASME Journal of Mechanical Design. – 2009. – 131(6): 061012.
6. Haj-Fraj A., Pfeiffer F. A model based approach for the optimisation of gearshifting in automatic transmissions // International Journal of Vehicle Design. – 2002. – Vol. 28, no. 1-3. – P. 171–188.
7. Тарасик В.П. Математическая модель теплопередачи в дисковых фрикционах переключения передач трансмиссии // Автомобильная промышленность. – 2016. – № 9. – С. 15–21.
8. Гируцкий О.И., Тарасик В.П. Создание электронных систем управления и диагностирования гидромеханических передач мобильных машин: этапы, пути и перспективы // Журнал автомобильных инженеров. – 2013. – № 4 (81). – С. 18–23.
9. Shi G., Dong P., Sun H.Q., Liu Y, Cheng Y. J., Xu X.Y. Adaptive control of the shifting process in automatic transmissions // International Journal of Automotive Technology. – 2017. – Vol. 18. – P. 179–194.
10. Jo H.-S., Lim W.-S., Park Y.-I, Lee J.-M. A study of the shifting transients of a torque converter equipped vehicle // International Journal of Heavy Vehicle Systems. – 2000. – Vol. 7, no. 4. – P. 264–280.
11. Baltusis P.A., Lee T., Palansky B.J. Automatic transmission torque converter clutch control / Ford Motor Company Ltd. – 1994. – Patent EP 0 366 284 B1. – P. 53.
12. Sanada K., Gao B., Kado N., Takamatsu H., Toriya K. Design of a robust controller for shift control of an automatic transmission // Proc IMechE Part D: J Automobile Engineering. – 2012. – No. 226 (12). – P. 1577–1584.
13. Vornehm M. Functional Description and Design Aspects of Hybrid Transmissions. Proceedings of CONAT 2016 International Congress of Automotive and Transport Engineering. – Springer International Publishing Switzerland, 2017. – P. 36–47.
14. Into the Future – with E-Mobility. ZF products for hybrid and electric vehicles. ZF Friedrichshafen AG. URL: https://www.zf.com/master/media/en/corporate/m_zf_com/company/download_center/products/passen-ger_cars/zf_pkw_e_mobility_2015_de_5c_low.pdf (дата обращения: 15.10.2022).
15. Reitz D., Ruder W., Dilzer M., Blaes C. P2 High-Voltage Drives. Efficient Hybridization for all Transmissions // Proceedings of Schaeffler Symposium. – 2018. – P. 305–313.
16. BorgWarner P2 Module for Hybrid Vehicles. URL: https://www.borgwarner.com/technologies/p2-hybrid-architecture (дата обращения: 15.10.2022).
17. Pacejka H.B., Besselink I. Tire and vehicle dynamics. Third Edition. – Elsevier Ltd., 2012. – P. 165–183.
18. Гришкевич А.И. Автомобили: теория. – Минск: Выш. шк., 1986. – С. 42.
19. Курочкин Ф.Ф., Нагайцев М.В., Полунгян А.А. Метод определения закона управления фрикционными элементами при переключении в автоматической планетарной коробке передач транспортной машины // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Серия Машиностроение. – 2008. – № 2. – С. 52–62.
20. Isermann R. Engine Modeling and Control. Modeling and Electronic Management of Internal Combustion Engines. – Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2014. – P. 439.
21. Isermann R. Mechatronic Systems. Fun da mentals. – Springer-Verlag London Limited, 2005. – P. 200.
22. Hori Y., Toyoda Y., Tsuruoka Y. Traction Control of Electric Vehicle: Basic Experimental Results Using the Test EV “UOT Electric March” // IEEE Transactions on Industry Applications. – 1998. – Vol. 34, no. 5. – P. 1131–1138.
23. Фисенко И.А., Есеновский-Лашков Ю.K., Скоков Е.М. Оценка плавности переключений гидромеханических передач легковых автомобилей // Автомобильная промышленность. – 1982. – № 5. – С. 17–18.
24. Куликов И.А., Фисенко И.А. Моделирование движения автомобиля с автоматической трансмиссией средствами программного пакета Simulink // Труды НАМИ. – 2008. – № 239. – С. 80–98.
Рецензия
Для цитирования:
Куликов И.А., Гируцкий О.И., Фисенко И.А. Влияние управления крутящим моментом на ведущем валу автоматической ступенчатой трансмиссии на процессы переключения передач. Труды НАМИ. 2022;(4):70-82. https://doi.org/10.51187/0135-3152-2022-4-70-82
For citation:
Kulikov I.A., Giruzky O.I., Fisenko I.A. Effect of input shaft torque control during gear shifting processes in automatic stepped transmissions. Trudy NAMI. 2022;(4):70-82. (In Russ.) https://doi.org/10.51187/0135-3152-2022-4-70-82