Preview

Труды НАМИ

Расширенный поиск

Турбокомпрессор с регулируемым сопловым аппаратом: газодинамический расчёт, 3D-моделирование, CFD-анализ, характеристики

https://doi.org/10.51187/0135-3152-2023-1-6-18

Аннотация

Введение (постановка задачи и актуальность). Ужесточающиеся экологические требования к двигателям транспортных средств требуют разработки и внедрения высокоэффективных турбокомпрессоров. Переход от внешнего к внутреннему регулированию, а именно к регулируемому сопловому аппарату (РСА) турбины, продиктован необходимостью сокращения времени переходных процессов при работе двигателя и самого транспортного средства.
 Цель исследования заключается в разработке и подтверждении методологии (общей стратегии) проектирования и модернизации радиально-осевых турбин с РСА.
 Методология и методы. В работе использовано сочетание моделей расчёта самого двигателя с предварительной верификацией по результатам испытаний на моторном стенде (AVL BOOST, CRUISE M), газодинамического расчёта турбинной ступени с определением геометрических параметров лопаточного венца, корпуса (улитки) и механизма привода лопаток, их геометрического моделирования (Siemens NX) с последующим экспортом 3D-моделей, гидродинамического моделирования течения в ступени, в том числе с учётом переносной составляющей (с вращением рабочего колеса) и построения характеристик ступени (AVL FIRE). 
 Результаты и научная новизна. Сочетание (синтез) расчётных моделей различного уровня позволяет определить геометрические параметры турбины турбокомпрессора с РСА, обеспечивающие высокую эффективность (коэффициент полезного действия) турбинной ступени с одновременным смещением режима максимального крутящего момента самого двигателя в область более низких значений частот вращения коленчатого вала (по внешней скоростной характеристике). 
 Практическая значимость работы заключается в сокращении времени проектировочных и последующих доводочных (экспериментальных) работ при создании и модернизации турбин с РСА малоразмерных турбокомпрессоров. Полученные значения относительных геометрических параметров могут быть использованы на стадии проектирования.

Об авторах

В. В. Румянцев
Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Россия

Румянцев Валерий Владимирович – канд. техн. наук, доцент, Кафедра «Автомобили, автомобильные двигатели и дизайн»

г. Набережные Челны 423812



В. А. Лущеко
Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Россия

Лущеко Василий Александрович – канд. техн. наук, Кафедра «Автомобили, автомобильные двигатели и дизайн»

г. Набережные Челны 423812



И. Р. Мавлеев
Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Россия

Мавлеев Ильдус Рифович – канд. техн. наук, доцент, Кафедра «Автомобили, автомобильные двигатели и дизайн»

г. Набережные Челны 423812



А. П. Павленко
Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Россия

Павленко Алексей Петрович – канд. техн. наук, Кафедра «Автомобили, автомобильные двигатели и дизайн»

г. Набережные Челны 423812



Список литературы

1. Румянцев В.В., Тиунов С.В., Биктимиров Р.Л. Регулирование турбокомпрессоров автотракторных двигателей: Монографическое исследование. – Набережные Челны: Камская государственная инженерно- экономическая академия, 2010. – 212 с.

2. Румянцев В.В. Перспективы развития систем наддува транспортных дизелей // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. – Набережные Челны: НЧИ КФУ, 2016. – № 3 (70). URL: http://kpfu.ru/portal/docs/F531406078/Rumyancev.pdf (дата обращения: 26.10.2022).

3. Химич В.Л., Епифанов Д.В. Выбор системы наддува в зависимости от требований экологических стандартов и уровня форсирования быстроходного автомобильного дизеля // Вестник УГАТУ. – 2010. – № 5 (40). – С. 38–45.

4. Попов Н.С., Изотов С.П., Антонов В.В. и др. Транспортные машины с газотурбинными двигателями / Под общ. ред. Н.С. Попова; 2-е изд., переаб. и доп. – Л.: Машиностроение, Ленингр. отд., 1987. – 259 с.

5. Гатауллин Н.А., Гафуров Г.Г., Галеев А.Х. и др. Создание малоразмерных автотракторных турбокомпрессоров в ОАО КамАЗ / Труды юбилейной научно- практической конференции «Перспективы развития автомобилей и двигателей в Республике Татарстан». – Набережные Челны: Изд-во ОАО «КамАЗ», 1999. – С. 95–101.

6. Валеев Д.Х., Кадышев В.Г., Лущеко В.А. Тепловой расчёт поршневых двигателей в программном обеспечении AVL BOOST: учебное пособие. – Набережные Челны: Изд-во НЧИ КФУ, 2019. – 157 с.

7. Локай В.И., Максутова М.К., Стрункин В.А. Газовые турбины двигателей летательных аппаратов: Теория, конструкция и расчёт: Учебник для втузов / 3-е изд. перераб и доп. – М.: Машиностроение, 1979. – 447 с., ил.

8. Митрохин В.Т. Выбор параметров и расчёт центростремительной турбины на стационарных и переходных режимах. – М.: Машиностроение, 1974. – 228 с.

9. Шерстюк А.Н., Зарянкин А.Е. Радиально-осевые турбины малой мощности. – М.: Машиностроение, 1976. – 208 с.

10. Симсон А.Э., Каминский В.Н., Моргулис Ю.Б., Поветкин Г.М., Азбель А.Б., Кочетов В.А. Турбонаддув высокооборотных дизелей. – М.: Машиностроение, 1976. – 288 с.

11. Бекнев В.С., Михальцев В.Е., Шабаров А.Б., Янсон Р.А. Турбомашины и МГД-генераторы газотурбинных и комбинированных установок: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Турбостроение». – М.: Машиностроение, 1983. – 392 с., ил.

12. Хорлокк Дж.Х. Осевые турбины / Пер. с англ. – М.: Машиностроение, 1972. – 208 с.

13. Мидзумати Н. Исследование радиальных газовых турбин. – М.: Машгиз: Всесоюз. ин-т науч. и техн. информации, 1961. – 120 с., ил.

14. Аэродинамика турбин и компрессоров / Под ред. У. Р. Хауторна; Перевод с англ. В.Л. Самсонова [и др.]; под ред. кандидатов техн. наук В.С. Бекнева и В.Т. Митрохина. – М.: Машиностроение, 1968. – 742 с.: ил.

15. Лашко В.А., Пассар А.В. Расчёт коэффициента потерь кинетической энергии в проточной части турбины как одна из проблем реализации комплексного подхода // Вестник ТОГУ. Серия: Машиностроение и машиноведение. – 2011. – № 1 (20). – С. 79–90.

16. Матвеев В.Н., Белоусов Е.Ю., Малышев А.В. Исследование возможности снижения густоты сопловой решётки парциальной центростремительной микротурбины // Вестник Самарского национального исследовательского университета им. С.П. Королёва. Серия: Проблемы и перспективы развития двигателестроения. – 1998. – С. 56–59.

17. Дейч М.Е., Филиппов Г.А., Лазарев Л.Я. Атлас профилей решёток осевых турбин: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Турбостроение». – М.: Машиностроение, 1965. – 96 с.

18. Селезнёв К.П., Подобуев Ю.С., Анисимов С.А. Теория и расчёт турбокомпрессоров. – Л.: Машиностроение, 1968. – 408 с., ил.

19. Ханин Н.С., Аболтин Э.В., Лямцев Б.Ф. и др. Автомобильные двигатели с турбонаддувом. – М.: Машиностроение, 1991. – 336 с.: ил.

20. FIRE. Theory. AVL List GmbH Graz. – Austria, 2020.

21. Кавтарадзе Р.З., Онищенко Д.О., Зеленцов А.А. Трёхмерное моделирование нестационарных тепло- физических процессов в поршневых двигателях: учебное пособие. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. – 85 с.

22. Hanjalic K., Popovac M., Handziabdic H. A Robust ner-wall elliptic-relaxation eddy-viscosity turbulence model for CFD // Int. J. of Heat and Fluid Flow. – 2004. – V. 25. – P. 1048–1051.

23. Durbin P.A. Near-wall turbulence closure modeling without “damping functions” // Theor. Comput. Fluid Dyn. – 1991. – No. 3. – P. 1–13.


Рецензия

Для цитирования:


Румянцев В.В., Лущеко В.А., Мавлеев И.Р., Павленко А.П. Турбокомпрессор с регулируемым сопловым аппаратом: газодинамический расчёт, 3D-моделирование, CFD-анализ, характеристики. Труды НАМИ. 2023;(1):6-18. https://doi.org/10.51187/0135-3152-2023-1-6-18

For citation:


Rumyantsev V.V., Lushcheko V.A., Mavleev I.R., Pavlenko A.P. Variable nozzle turbocharger: gas-dynamic calculation, 3D modeling, CFD analysis, characteristics. Trudy NAMI. 2023;(1):6-18. (In Russ.) https://doi.org/10.51187/0135-3152-2023-1-6-18

Просмотров: 348


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0135-3152 (Print)