Противобуксовочная система с функцией подавления автоколебаний колёс в тяговом режиме работы
https://doi.org/10.51187/0135-3152-2023-3-44-56
Аннотация
Введение (постановка задачи и актуальность). В настоящее время в эксплуатации увеличивается количество пассажирских транспортных средств с индивидуальным тяговым электрическим приводом ведущих колёс. Такая конструкция характеризуется короткой кинематической цепочкой механической трансмиссии с малым моментом инерции и демпфированием. Вместе с тем электродвигатели могут реализовывать большой крутящий момент при быстром его изменении уже в начале движения, что может способствовать появлению повышенного скольжения и буксования шин. При этом в системе привода могут возникать автоколебательные процессы, что отражается на работе, когда при росте скорости скольжения сила трения в пятне контакта уменьшается, вызывая повышенные нагрузки в приводе.
Цель исследования – разработка метода наблюдения буксования ведущего колеса с функцией подавления автоколебаний.
Методология и методы. Моделирование процессов образования автоколебательных явлений в зоне контактного взаимодействия колеса с дорогой выполнено в программном комплексе Matlab Simulink. Применён метод натурных испытаний на транспортном средстве с индивидуальным тяговым электрическим приводом ведущих колёс.
Результаты и научная новизна. В работе предложен метод наблюдения буксования ведущего колеса с функцией подавления автоколебаний, заключающийся в выведении из системы энергии движения. Применение системы с указанным свойством снижает пиковые значения (амплитуды) колебаний угловых скоростей колёс на 27,8% и крутящих моментов – на 66,7%.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования при разработке противобуксовочных систем с функцией подавления автоколебаний.
Ключевые слова
Для цитирования:
Климов А.В. Противобуксовочная система с функцией подавления автоколебаний колёс в тяговом режиме работы. Труды НАМИ. 2023;(3):44-56. https://doi.org/10.51187/0135-3152-2023-3-44-56
For citation:
Klimov A.V. Traction control system with function of suppression of wheels self-oscillation in traction mode. Trudy NAMI. 2023;(3):44-56. (In Russ.) https://doi.org/10.51187/0135-3152-2023-3-44-56