Анализ современных тенденций в оценке жизненного цикла транспортных средств
https://doi.org/10.51187/0135-3152-2023-4-16-36
Аннотация
Введение (постановка задачи и актуальность). В настоящее время активно развиваются и находят всё более широкое применение новые энергетические установки для транспортных средств на основе электрических и водородных технологий, обеспечивающие снижение выброса парниковых газов в эксплуатации. Однако, для полноценного анализа преимуществ и недостатков новых технологий необходима их комплексная оценка в жизненном цикле. Мировое сообщество, понимая важность этой проблемы, пришло к необходимости разработки гармонизированной методики оценки углеродного следа транспортных средств в жизненном цикле.
Цель исследования – сделать обзор современных тенденций оценки углеродного следа транспортных средств в жизненном цикле на основе анализа деятельности неформальной рабочей группы по оценке жизненного цикла автомобилей (A-LCA) в составе официальной рабочей группы по энергии и выбросам (GRPE) в рамках работы Всемирного форума для согласования правил в области транспортных средств ООН (WP.29).
Методология и методы. Использован метод анализа опубликованных документов и докладов, сделанных на встречах неформальной рабочей группы A-LCA.
Результаты и научная новизна. Приведены результаты анализа современных подходов и тенденций в оценке жизненного цикла автомобилей.
Практическая значимость. Результаты анализа помогут в понимании ключевых вопросов оценки жизненного цикла автомобилей и совершенствовании методик, применяемых в Российской Федерации
Об авторах
А. В. КозловРоссия
Козлов Андрей Викторович – д-р техн. наук, профессор, начальник управления «Энергосберегающие технологии и альтернативные топлива»
г. Москва 125438
А. С. Теренченко
Россия
Теренченко Алексей Станиславович – канд. техн. наук, директор Центра «Энергоустановки»
г. Москва 125438
Список литературы
1. Парижское соглашение. URL: https://www.un.org/ru/climatechange/paris-agreement (дата обращения: 17.07.2023).
2. Determining the environmental impacts of conventional and alternatively fuelled vehicles through LCA. URL: https://climate.ec.europa.eu/system/files/2020-09/2020_ study_main_report_en.pdf (дата обращения: 17.07.2023).
3. Ingwersen W., Safaei A. Introduction to Life Cycle Assessment methodology and Standards. URL: https://unece.org/sites/default/files/2022-06/1_2_GHG_EPA.pdf (дата обращения: 17.07.2023).
4. Considerations for LCA in the context of road vehicles. URL: https://unece.org/sites/default/files/2022-06/3_ Ricardo.pdf (дата обращения: 17.07.2023). 5. Ito F. LCA activity for Automobiles in JAPAN. URL: https://unece.org/sites/default/files/2022-05/16_Japan_GRPE%20LCA%20Workshop%20Japan%20Presentation.pdf (дата обращения: 17.07.2023).
5. Song H.H. Current Status on Vehicle Life Cycle Assessment (LCA) in Korea. URL: https://unece.org/sites/default/files/2022-05/17_%28Korea-LCA_workshop%29_Current_Status_on_Vehicle_Life_Cycle_Assessment%28LCA%29_in_Korea.pdf (дата обращения: 17.07.2023).
6. Application of LCA in the automotive industry. URL: https://unece.org/sites/default/files/2022-05/13_OICA_20220531_OICA%20presentation_UNECE%20GRPE%20LCA_v4.pdf (дата обращения: 17.07.2023).
7. Terms of Reference of Informal Working Group on Automotive Life Cycle Assessment (IWG on A-LCA). URL: https://unece.org/sites/default/files/2023-01/GRPE87-39r1e.pdf (дата обращения: 17.07.2023).
8. Wang M. Life Cycle Analysis of Vehicle Technologies and Transportation Fuels with the GREET Model. URL: https://unece.org/sites/default/files/2022-06/5_GREET.pdf (дата обращения: 17.07.2023).
9. LCA Research Progress of CATARC. URL: https://wiki.unece.org/download/attachments/172852238/ LCA-01-07r1_China_CATARC%20presentation%20 LCA%20Research%20Progress%20of%20CATARC%2020221027%20update.pdf?api=v2 (дата обращения: 17.07.2023).
10. Proposal of level concept of Vehicle cycle for A LCA evaluation approach. URL: https://wiki.unece.org/download/attachments/198673093/A-LCA-06-11_Korea%20Proposal%20of%20level%20concept%20of%20Vehicle%20cycle.pdf?api=v2 (дата обращения: 17.07.2023).
11. A-LCA-07-03_Guidance_for_levelling_concept_ Korea. URL: https://wiki.unece.org/download/attachments/198674003/A-LCA-07-03_Guidance_for_levelling_concept_Korea.xlsx?api=v2 (дата обращения: 17.07.2023).
12. Clarification on level concept idea. URL: https://wiki.unece.org/download/attachments/198674736/ A-LCA-08-03_Clarification%20on%20level%20concept%20idea_Korea.pdf?api=v2 (дата обращения: 17.07.2023).
13. Homework & Foreground system in Level Concept. URL: https://wiki.unece.org/download/attachments/198674736/A-LCA-08-02_Level%20Concept_OICA. pdf?api=v2 (дата обращения: 17.07.2023).
14. Ricardo Potential application of LCA Levels concept to other lifecycle phases. URL: https://wiki.unece.org/download/attachments/198674003/A-LCA-07-04_ Level%20Concept_Ricardo.pdf?api=v2 (дата обращения: 17.07.2023).
15. Bibra E.M. Comparison of LCA tools for Passenger LDV BEV. URL: https://unece.org/sites/default/files/2022-06/6_IEA.pdf (дата обращения: 17.07.2023).
16. McDonald J. Life Cycle Assessmentas a Mobile Source Policy Tool. URL: https://unece.org/sites/default/files/2022-05/19_EPA_LCA_Final3.pdf (дата обращения: 17.07.2023).
17. Bieker G. A global comparison of the life-cycle greenhouse gas emissions of combustion engine and electric passenger cars. URL: https://unece.org/sites/default/files/2022-06/4_ICCT.pdf (дата обращения: 17.07.2023).
18. Bieker G. A global comparison of the life-cycle greenhouse gas emissions of combustion engine and electric passenger cars. URL: https://theicct.org/wp-content/uploads/2021/07/Global-Vehicle-LCA-White-Paper-A4- revised-v2.pdf (дата обращения: 17.07.2023).
19. Advanced Renewable Energy Systems. 26 – Issues relating to biofuels. – 2014. – P. 688–718. URL: https://doi.org/10.1016/B978-1-78242-269-3.50026-7 (дата обращения: 17.07.2023).
20. Key factors of the overarching aspects in vehicle LCA methodology. URL: https://wiki.unece.org/download/attachments/198673093/A-LCA-06-13_ICCT%20overarching%20aspects.pdf?api=v2 (дата обращения: 17.07.2023).
21. Plötz P., Moll C., Bieker G. et. al. Real-world usage of plug-in hybrid electric vehicles fuel consumption, electric driving, and CO2 emissions. URL: https://theicct.org/wp-content/uploads/2021/06/PHEV-white-papersept2020-0.pdf (дата обращения: 17.07.2023).
22. Prussi M., Yugo M., De Prada L., Padella M., Edwards R. & Lonza L. (2020). JEC Well-to-tank report v5. Publications Office of the European Union. URL: https://data.europa.eu/doi/10.2760/959137 (дата обращения: 17.07.2023).
23. CLEPA Inputs for the Carbon-LCA IWG at GRPE. URL: https://wiki.unece.org/download/attachments/172852238/LCA-01-15r1_CLEPA%20 Presentation.pdf?api=v2 (дата обращения: 17.07.2023).
24. CLEPA Inputs for a CO2-LCA Workshop at GRPE. URL: https://unece.org/sites/default/files/2022-05/14_CLEPA_2022_05_29_%20CLEPA%20Draft%20Presentation%20for%20a%20CO2-LCA%20Workshop%20at%20GRPE.pdf (дата обращения: 17.07.2023).
25. Subgroup Structure under A-LCA IWG. URL: https:// wiki.unece.org/download/attachments/198674003/ A-LCA-07-02_SG.pdf?api=v2 (дата обращения: 17.07.2023).
26. Russian Life Cycle Assessment Experience in Automotive Industry. URL: https://unece.org/sites/default/files/2022-05/18_NAMI_LCA_workshop.pdf (дата обращения: 17.07.2023).
27. Козлов А.В., Порсин А.В., Теренченко А.С., Добровольский Ю.А., Кашин А.М., Горин М.А., Тихонов А.Н., Милов К.В. Оценка жизненного цикла силовых установок на аккумуляторной батарее, водородных топливных элементах, двигателе внутреннего сгорания для городских автобусов в условиях московского региона // Журнал прикладной химии. – 2021. – Т. 94. – № 6. – С. 784–804.
Рецензия
Для цитирования:
Козлов А.В., Теренченко А.С. Анализ современных тенденций в оценке жизненного цикла транспортных средств. Труды НАМИ. 2023;(4):16-36. https://doi.org/10.51187/0135-3152-2023-4-16-36
For citation:
Kozlov A.V., Terenchenko A.S. Analysis of modern trends in vehicle life cycle assessment. Trudy NAMI. 2023;(4):16-36. (In Russ.) https://doi.org/10.51187/0135-3152-2023-4-16-36