Preview

Труды НАМИ

Расширенный поиск

Синтез методов ISO 26262 и ISО 21448 для повышения достоверности анализа опасностей и оценки рисков эксплуатации интеллектуальных систем помощи водителю

https://doi.org/10.51187/0135-3152-2024-1-83-93

Аннотация

Введение (постановка задачи и актуальность). Всё чаще во всём мире применяются сенсорные датчики для повышения автоматизации транспортных средств. Но вместе с ростом числа данных устройств в составе транспортных средств возрастает и количество факторов риска, вызванных их применением.
Цель исследования – с помощью использования синтеза методов анализа рисков сократить области неизвестных потенциально опасных ситуаций возможного воздействия этих рисков на высокоавтоматизированное транспортное средство.
Методология и методы. В работе рассматриваются методологии системного анализа, изложенные в ГОСТ Р ИСО 26262, ISO 21448:2022.
Научная новизна заключается в интерференции подходов к анализу, излагаемых в стандартах.
Практическая значимость. Результаты применения синтезированного подхода к анализу рисков лягут в основу исследований перспективных интеллектуальных систем помощи водителю, позволяя составлять программы испытаний этих систем в составе высокоавтоматизированных транспортных средств.

Об авторах

И. Б. Лепеева
ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
Россия

Лепеева Ирина Борисовна – главный специалист, сектор функциональной безопасности программного обеспечения, отдел управления качеством программного обеспечения и функциональной безопасности, управление сопровождения и технологии программного обеспечения, Центр программного обеспечения

г. Москва 125438



П. С. Рогов
ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
Россия

Рогов Пётр Сергеевич – канд. техн. наук, заведующий сектором функциональной безопасности программного обеспечения, отдел управления качеством программного обеспечения и функциональной безопасности, управление сопровождения и технологии программного обеспечения, Центр программного обеспечения

г. Москва 125438



Список литературы

1. Кисуленко Б.В. Оценка безопасности высокоавтоматизированных и беспилотных автомобилей // Труды НАМИ. – 2020. – № 2 (281). – С. 6–13.

2. Knopf M.D. Comprehensive concept-phase system safety analysis for hybrid-electric vehicle utilizing automated driving function. In partial fulfillment of requirements for the Degree of Master of Science. – Colorado State University, Fort Collins, Colorado, 2019.

3. ISO 26262-3:2018(E). Concept Phase, Road Vehicles – Functional Safety – Part 3, 2018.

4. Dezfuli H. System Safety Framework and Concepts for Implementation. NASA System Safety Handbook. – 2011. – V. 1.

5. «Особый» анализ: HARA – Safety Consult. URL: https://ru.safetyconsult.tech/2022/05/29/особый-анализ-hara-и-tara/1966/ (дата обращения: 05.12.2023).

6. Мазеин С.А. HAZOP – практическое руководство. Пособие для самостоятельной подготовки. URL: https://hazop.pro/upload/book/hazop_book_fragment.pdf?ysclid=lpsdcflh4q710524216 (дата обращения: 05.12.2023).

7. IEC 61882:2016. Hazard and operability studies (HAZOP studies) – Application guide, MOD.

8. Menzel T., Bagschik G., Isensee L., Schomburg A., Maurer M. From functional to logical scenarios: Detailing a keyword-based scenario description for execution in a simulation environment, in IEEE Intelligent Vehicles Symposium (IV). – 2019. – Р. 2383–2390.

9. Nalic D., Mihalj T., Baumler M., Lehmann M., Eichberger A., Bernsteiner S. Scenario based testing of automated driving systems / A literature survey / FISITA web Congress. – 2020. – V. 10.

10. Birkemeyer L., King C., Schaefer I. SOTIFCompliant Scenario Generation Using Semi-Concrete Scenarios and Parameter Sampling.

11. ISO 21448:2022. Road vehicles – Safety of the intended functionality.

12. Брабанд Й., Шебе Х. Оценка безопасности искусственного интеллекта // Надёжность. – 2020. – № 4. – С. 25–34. URL: https://doi.org/10.21683/1729-2646-2020-20-4-25-34 (дата обращения: 05.12.2023).

13. ГОСТ Р ИСО 26262-4-2021. Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 4. Разработка изделия на уровне системы.

14. ГОСТ Р ИСО 26262-5-2021. Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 5. Разработка аппаратных средств изделия.

15. ГОСТ Р ИСО 26262-6-2021. Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 6. Разработка программного обеспечения изделия.

16. Balasubramaniyan P.V. Designing AI enabled System with SOTIF (Safety of the Intended Functionality), HCL Tech. URL: https://www.design-reuse.com/articles/46970/designing-ai-enabled-system-with-sotifsafety-of-the-intended-functionality.html (дата обращения: 05.12.2023).

17. Haziev B. Drivrerless car. URL: https://ppt-online.org/42559 (дата обращения: 05.12.2023).

18. Edelstein S. How Cruise builds digital maps for its self-driving cars, 2019.

19. Cao L., He Y., Luo Y., Chen J. Layered SOTIF analysis and 3σ-Criterion-based adaptive EKF for Lidarbased multi-sensor fusion localization system on foggy days. URL: https://doi.org/10.3390/rs15123047 (дата обращения: 05.12.2023).

20. Мухортов М.В., Евграфов В.В. Алгоритм распознавания дорожной разметки в режиме реального времени для встраиваемых систем // Труды НАМИ. – 2019. – № 1 (276). – С. 45–54.

21. Berk M.J. Safety Assessment of Environment Perception in Automated Driving Vehicles, Vollständiger Abdruck der von der Ingenieurfakultät Bau Geo Umwelt der Technischen Universität München zur Erlangung des akademischen Grades eines Doktor-Ingenieurs (Dr.-Ing.) genehmigten Dissertation, 2019.

22. Tough road to safe autonomous vehicles. URL: https://www.embedded.com/tough-road-to-safe-autonomous-vehicles/ (дата обращения: 05.12.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Лепеева И.Б., Рогов П.С. Синтез методов ISO 26262 и ISО 21448 для повышения достоверности анализа опасностей и оценки рисков эксплуатации интеллектуальных систем помощи водителю. Труды НАМИ. 2024;(1):83-93. https://doi.org/10.51187/0135-3152-2024-1-83-93

For citation:


Lepeeva I.V., Rogov P.S. Synthesis of ISO 26262 and ISО 21448 methods to increase reliability of hazard analysis and risk assessment of intelligent driver assistance systems operation. Trudy NAMI. 2024;(1):83-93. (In Russ.) https://doi.org/10.51187/0135-3152-2024-1-83-93

Просмотров: 273


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0135-3152 (Print)