Preview

Труды НАМИ

Расширенный поиск

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УПРУГОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИАФРАГМЕННОЙ ПРУЖИНЫ СЦЕПЛЕНИЯ, ПОЛУЧЕННОЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ МЕТОДОМ КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И АНАЛИТИЧЕСКОГО РАСЧЁТА

Аннотация

Механизм сцепления является связующим элементом между двигателем и элементами трансмиссии. От функционирования сцепления зависят динамика нагружения двигателя и трансмиссии и, соответственно, нагрузки, возникающие в их конструктивных элементах. Сцепления с диафрагменными пружинами имеют массовое применение на автомобильном транспорте. Существуют различные методы расчёта и моделирования работы сцеплений с такими пружинами. В настоящее время широкое распространение получили виртуальные стенды, основанные на применении программных пакетов динамики твёрдых тел, с внедрением податливых элементов, которые позволяют учесть особенности конструкции узлов и агрегатов автомобилей с использованием CAD и конечно-элементных моделей. Данный метод позволяет значительно сократить количество натурных испытаний, и, соответственно, стоимость конечного продукта. Также методы динамического твердотельного моделирования позволяют разрабатывать и проверять законы управления узлами и агрегатами автомобилей. Для того чтобы виртуальный стенд был подобен натурному образцу, необходимо создавать адекватные модели деталей, которые впоследствии будут использованы в динамической твердотельной модели такого стенда. Для проверки адекватности конечно-элементных моделей на стадии проектирования целесообразно проводить сравнение с аналитическими методами расчёта, так как проведение натурных испытаний имеет достаточно высокую трудоёмкость и стоимость. Одним из наиболее сложных элементов при моделировании сцепления является диафрагменная пружина, упругая характеристика которой существенно влияет на работу сцепления. В статье приведён сравнительный анализ двух расчётных методов диафрагменных пружин сцепления - аналитический и метод конечных элементов. Основная сложность при расчёте пружины - большое расстояние её перемещения по сравнению с размером толщины и возникновение явления потери устойчивости при работе, что требует использования специальных методов, которые позволяют учесть сложный характер деформирования пружины. Сравнительный анализ показал, что результаты расчёта по приведённым методам имеют количественную и качественную сходимость. Даны рекомендации для решения задач подобного типа.

Об авторах

И. В. Чичекин
ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»
Россия


Я. Ю. Левенков
ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»
Россия


Список литературы

1. Чичекин И.В. Конструирование и расчёт шасси автомобиля. Проектирование сцепления. Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2010. - 120 с.

2. Проектирование полноприводных колёсных машин: Учебник для вузов: В 3 т. / Б.А. Афанасьев, Б.Н. Белоусов, Г.И. Гладов, Л.Ф. Жеглов, В.Н. Зузов, Г.О. Котиев, А.А. Полунгян, А.Б. Фоминых; Под ред. А.А. Полунгяна. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.

3. Кушвид Р.П., Чичекин И.В. Шасси автомобиля. Конструкция и элементы расчёта: учебник. - М.: МГИУ, 2014. - 555 с.

4. Проектирование сцепления. URL: http://twt.mpei.ac.ru/MCS/Worksheets/MSIU/1-Sceplenie.xmcd (дата обращения: 22.05.2017).

5. Расчёт диафрагменной пружины. URL: http://twt.mpei.ac.ru/MCS/Worksheets/MSIU/3-Diff-Prug.xmcd (дата обращения: 22.05.2017).

6. Andreas Myklebust. Dry Clutch Modeling, Estimation, and Control. Linköping Studies in Science and Technology Dissertations, no. 1612. - Linköping, 2014.

7. Edson Luciano Duque, Marco Antonio Barreto, Agenor de Toledo Fleury. Use of different friction models on the automotive clutch energy simulation during vehicle launch / ABCM Symposium Series in Mechatronics. -Rio de Janeiro, RJ, Brazil: ABCM, 2012. - Vol. 5. - Р. 1375-1389.

8. Lisa Wessling. Physical modeling of a clutch for heavy vehicles. Department of Signals and Systems Division of Automatic Control, Automation and Mechatronics Chalmers University of Technology. - Göteborg, Sweden, 2011. - Report No. EX019/2011. - 35 р.

9. Technology. URL: http://www.functionbay.org/technology/multi-flexible-body-dynamics.html (дата обращения: 22.05.2017).

10. Compliant Clutch Tutorial (FFlex). URL: http://www.functionbay.co.kr/documentation/onlinehelp/Documents/Tutorial/Flexible/FFlex/FFlexClutch/FFlexClutch_English.pdf (дата обращения: 22.05.2017).

11. Вдовин Д.С., Чичекин И.В. Автоматизация цикла расчётов нагрузок и оценки прочности при проектировании подвески автомобиля / Пром-Инжиниринг: труды II международной научно-технической конференции. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. - С. 122-125.

12. Zienkiewicz O.C., TaylorR.L. The finite element method for solid and structural mechanics: sixth edition. -Elsevier, 2005. - 631 p.

13. Агапов В.П. Метод конечных элементов в статике, динамике и устойчивости пространственных тонкостенных подкреплённых конструкций. Учебное пособие. - М.: Изд-во АСВ, 2000. - 152 с.

14. Лурье А.И. Теория упругости. - М.: Наука, 1970. - 940 с.

15. Тимошенко С.П., Гудьер Дж. Теория упругости. - М.: Наука, 1975. - 576 с.

16. Кузьмин М.А., Лебедев Д.Л., Попов Б.Г. Прочность, жёсткость, устойчивость элементов конструкций. Теория и практикум. Расчёты на прочность элементов многослойных композитных конструкций. Учебное пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. - 344 с.


Рецензия

Для цитирования:


Чичекин И.В., Левенков Я.Ю. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УПРУГОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИАФРАГМЕННОЙ ПРУЖИНЫ СЦЕПЛЕНИЯ, ПОЛУЧЕННОЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ МЕТОДОМ КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И АНАЛИТИЧЕСКОГО РАСЧЁТА. Труды НАМИ. 2017;(3):66-73.

For citation:


Chichekin I.V., Levenkov Ya.Yu. COMPARATIVE ANALYSIS OF THE DIAPHRAGM CLUTCH SPRING ELASTICITY CHARACTERISTICS OBTAINED AS A RESULT OF THE FINITE ELEMENT METHOD MODELING AND ANALYTICAL CALCULATION. Trudy NAMI. 2017;(3):66-73. (In Russ.)

Просмотров: 569


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0135-3152 (Print)