Preview

Труды НАМИ

Расширенный поиск

Отдел автомобилей высокой проходимости

https://doi.org/10.51187/0135-3152-2024-2-123-138

Аннотация

Введение (постановка задачи и актуальность). Обеспечение транспортной доступности удалённых регионов нашей страны является актуальной и важной задачей автомобильной отрасли. Северный и Северо-Восточный районы Сибири и Дальнего Востока занимают около 60% территории России, или приблизительно 14 млн км2, и отличаются тяжёлыми природно-климатическими условиями. Почти 80% этих территорий (11,1 млн км2) занято многолетней вечной мерзлотой, около 2,1 млн км2 – тундрой, заболоченность которой составляет 30–40%. Нефтегазоносные лесистые районы Западной Сибири имеют заболоченность, доходящую до 50–70%. Глубина снежного покрова на северо-западе России достигает 1–1,5 м. Продолжительность залегания снежного покрова, его характер и свойства в различных регионах страны отличаются большим разнообразием. При отсутствии разветвлённой сети автомобильных дорог с твёрдым покрытием, что особенно характерно для территории Сибири и Дальнего Востока, важным параметром транспортных средств является их проходимость. Для развития территории Сибири, Алтая, Дальнего Востока и Крайнего Севера, а также для решения вопросов энергетической и экономической безопасности страны необходимы транспортные средства, обладающие высокой проходимостью в широком диапазоне условий эксплуатации. В статье рассмотрены научно-практические подходы и результаты исследований, проведённые Отделом автомобилей высокой проходимости (Отдел АВП) НАМИ, по созданию внедорожных автомобилей высокой проходимости, плавающих автомобилей, снегоходов и вездеходов.

Цель исследования – анализ подходов и методов, использованных в Отделе АВП при создании транспортных средств высокой проходимости для сложных условий движения (глубокий снег, вода, болото, песок, грунтовые размокшие дороги).

Методология и методы. В статье представлен анализ результатов научно-практических экспериментов по движению транспортных средств с колёсными, пневмокатковыми и гусеничными движителями в различных дорожных условиях и на пересечённой местности.

Результаты и научная новизна. Предложены решения, методы и рекомендации по выбору оптимальных типов и видов движителей для работы в конкретных условиях движения, а также надёжные конструкторско-технологические решения, подтверждённые практической реализацией успешных проектов.

Практическая значимость. Подтверждение способности и возможностей российской научно-инженерной школы на основе информирования нового инженерного поколения о достижениях и успешных проектах Отдела АВП НАМИ по созданию колёсных и гусеничных машин, предназначенных для движения в различных дорожных условиях и пересечённой местности, а также о применённых научно-практических методах при их реализации.

Об авторах

Р. Г. Мухаметзянов
ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
Россия

Мухаметзянов Ринат Гарапшевич – канд. техн. наук, начальник отдела методологического сопровождения разработок и испытаний специальных транспортных средств Центра «Специальные транспортные средства», учёный секретарь научно-технического совета

г. Москва 125438



Н. М. Долдо
ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
Россия

Долдо Николай Михайлович – главный специалист Центра «Специальные транспортные средства»

г. Москва 125438



Р. Г. Данилов
ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
Россия

Данилов Роман Геннадиевич – канд. техн. наук, начальник отдела нормативно-технической документации специальных транспортных средств Центра «Специальные транспортные средства»

г. Москва 125438



М. А. Малкин
ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
Россия

Малкин Максим Алексеевич – канд. техн. наук, начальник управления компоновки функционального оборудования специальных транспортных средств Центра «Специальные транспортные средства»

г. Москва 125438

 



Список литературы

1. Хлебников А.М., Крестовников Г.А., Лунев И.С. Исследование механизмов блокировки дифференциалов. – М.: Отд. науч.-техн. пропаганды и информации, 1958. – 90 с.: ил.

2. Коротоношко Н.И. Автомобили высокой проходимости. – М.: Машгиз, 1957. – 228 с.

3. Хлебников А.М. Работы НАМИ в области повышения проходимости автотранспортных средств / Проблема повышения проходимости автомобилей: труды Всесоюзного науч.-техн. совещания, 21–23 мая 1974. – М.: НАМИ, 1974. – С. 11–22.

4. Коротоношко Н.И. Влияние конструкции шин и самоблокирующихся дифференциалов на проходимость автомобиля Урал-375 // Автомобильная промышленность. – 1968. – № 7. – С. 22–25.

5. История НАМИ. 1918–2003: В 2 кн. Кн. 2 / А.А. Ипатов, Ю.К. Есеновский-Лашков, О.И. Гируцкий, В.Ф. Кутенёв, Н.И. Леонов. – М.: ООО «НедраБизнесцентр», 2006. – 517 с.: ил.

6. Крестовников Г.А. Некоторые результаты работ НАМИ в области разработки и исследования гусеничных снегоболотоходных транспортных средств / Проблема повышения проходимости автомобилей: труды Всесоюзного науч.-техн. совещания, 21–23 мая 1974. – М.: НАМИ, 1974. – С. 43–58.

7. Родионов А.В. Работы НАМИ по созданию внедорожных многоцелевых автомобилей высокой проходимости большой грузоподъёмности / Проблема повышения проходимости автомобилей: труды Всесоюзного науч.-техн. совещания, 21–23 мая 1974. – М.: НАМИ, 1974. – С. 77–82.

8. Котляренко В.И. Душевная работа // Труды НАМИ. – 2020. – № 3 (282). – С. 73–84.

9. Котляренко В.И. Исторический обзор основных направлений повышения проходимости традиционных колёсных транспортных средств // Труды НАМИ. – 2022. – № 3 (290). – С. 45–62. DOI: 10.51187/0135-3152-2022-3-45-62.

10. Шухман С.Б., Коркин С.Н., Курмаев РХ., Капралова М.А. Построение автопоездов с активными прицепными звеньями для движения в тяжёлых дорожных условиях // Журнал автомобильных инженеров. – 2013. – № 5 (82). – С. 34–37.


Рецензия

Для цитирования:


Мухаметзянов Р.Г., Долдо Н.М., Данилов Р.Г., Малкин М.А. Отдел автомобилей высокой проходимости. Труды НАМИ. 2024;(2):123-138. https://doi.org/10.51187/0135-3152-2024-2-123-138

For citation:


Mukhametzyanov R.G., Doldo N.M., Danilov R.G., Malkin M.A. Cross-country vehicle department. Trudy NAMI. 2024;(2):123-138. (In Russ.) https://doi.org/10.51187/0135-3152-2024-2-123-138

Просмотров: 133


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0135-3152 (Print)