Preview

Труды НАМИ

Расширенный поиск

Термодинамическая модель и элементы теории процессов загрузки адсорбера в закрытой системе улавливания топливных испарений автомобилей с комбинированными энергетическими установками

https://doi.org/10.51187/0135-3152-2024-3-33-46

Аннотация

Введение (постановка задачи и актуальность). В настоящее время большинство автопроизводителей организовало серийное производство автомобилей с подключаемой гибридной силовой установкой – PHEV. Такое решение позволяет осуществлять движение только на электротяге в течение длительного времени за счёт аккумуляторной батареи повышенной ёмкости, которая может заряжаться как от внешнего источника, так и от двигателя внутреннего сгорания (ДВС), а также рекуперировать энергию от торможения. В ближайшем будущем спрос на такую силовую установку покажет значительный рост, особенно в городской среде. При движении на электротяге ДВС может не запускаться в течение длительного времени, соответственно продувка адсорбера осуществляться не будет. В этой связи актуальными являются исследования процессов генерации испарений и нахождения решений по их минимизации.

Цель исследований – разработать подходы к алгоритму управления клапаном изоляции топливного бака FTIV в зависимости от объёма топлива, находящегося в топливном баке автомобиля.

Методология и методы. Выполнен анализ генерации паров топлива в паровом пространстве топливного бака для открытой системы вентиляции, в которой паровой объём постоянно сообщается с адсорбером, и закрытой системы, где паровой объём и адсорбер разделены клапаном изоляции топливного бака. Определено влияние изменения температуры, состава и количества топливовоздушной смеси в паровом пространстве на давление в топливном баке.

Результаты и научная новизна. Получены уравнения для определения: массы паров в паровом пространстве при закрытой системе вентиляции топливного бака (Mп), массы паров при загрузке адсорбера (ΔMпа), суммарного нагрева смеси до определённой температуры в зависимости от количества шагов загрузки адсорбера (Δt), массы воздуха в паровом пространстве закрытой системы вентиляции топливного бака в зависимости от количества шагов загрузки адсорбера (Mвn).

Практическая значимость. Получены уравнения, позволяющие определять единичную и суммарную загрузки адсорбера при нагреве топлива в заданном интервале температур, что даёт возможность формировать оптимальные алгоритмы управления загрузкой адсорбера, варьируя в зависимости от свойств топлива и объёма парового пространства глубину сброса давления при последовательных шагах загрузки адсорбера и температурных интервалов между ними.

Об авторах

Г. Г. Тер-Мкртичьян
ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
Россия

Тер-Мкртичьян Георг Георгович – д-р техн. наук, главный научный сотрудник управления «Топливные системы», Центр «Энергоустановки»

г. Москва 125438



Н. А. Микерин
ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
Россия

Микерин Никита Алексеевич – заведующий конструкторским отделом проектирования и макетирования топливных систем, управление «Топливные системы», Центр «Энергоустановки»

г. Москва 125438



В. В. Главизнин
ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
Россия

Главизнин Владимир Владимирович – начальник управления «Топливные системы», Центр «Энергоустановки»

г. Москва 125438



А. А. Цейтлин
ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
Россия

Цейтлин Алексей Александрович – инженер-конструктор 1-й категории управления «Топливные системы», Центр «Энергоустановки»

г. Москва 125438



Список литературы

1. Iriyama Y., Kobayashi М., Matsubara T., Nishimura Y., Nomura R., Ishikawa T. Design of a fuel vapor containment system (FVS) to meet zero evaporative emissions requirements in a hybrid electric vehicle // SAE International. – 2012.

2. Williamson S.S. Energy management strategies for electric and plug-in hybrid electric vehicles. – New York: Springer Science, 2013.

3. Тер-Мкртичьян Г.Г. Анализ процессов парообразования в топливном баке автомобиля. Новое уравнение для определения количества испарений // Труды НАМИ. – 2021. – № 2 (285). – С. 74–86. DOI: 10.51187/0135-3152-2021-2-74-86.

4. Тер-Мкртичьян Г.Г. Менеджмент топливных испарений в автомобилях с бензиновыми двигателями: Учебное пособие. – М.: ФГУП «НАМИ», 2022. – 190 с.

5. Reddy S. Understanding and designing automotive evaporative emission control systems // SAE Technical Paper. – 2012. – No. 2012-01-1700. DOI: 10.4271/2012-011700.

6. Reddy S. Mathematical models for predicting vehicle refueling vapor generation // SAE Technical Paper. – 2010. – No. 2010-01-1279.

7. Тер-Мкртичьян Г.Г., Микерин Н.А., Главизнин В.В., Цейтлин А.А., Малышев А.Б., ТерМкртичьян Ю.Г. Образование испарений в топливном баке автомобиля. Стратегия загрузки адсорбера // Труды НАМИ. – 2023. – № 2 (293). – С. 6–17. DOI: 10.51187/0135-3152-2023-2-6-17.

8. Zhang X., Su Y., Wu H., Z.Z. Optimization of the activated carbon adsorption process for automotive fuel vapor emissions control // Journal of Cleaner Production. – 2018. – V. 197. – P. 828–838.

9. Liu H., Man H.Y., Tschantz M., Wu Y., He K.B., Hao J.M. VOC from vehicular evaporation emissions: status and control strategy // Environ. Sci. Technol. – 2015. – No. 49. – Р. 14424–14431.

10. Regmi S.O., Botte G.G. Modeling of the adsorption behavior of gasoline vapor on activated carbon for automotive emission control // Journal of Colloid and Interface Science. – 2011. – V. 363. – No. 2. – P. 469–475.

11. Гуреев А.А., Камфер Г.М. Испаряемость топлив для автомобильных двигателей. – М.: Химия, 1982. – 264 с.

12. Гуреев А.А., Фукс И.Г., Лашхи В.Л. Химмотология: учебник для вузов. – М.: Химия, 1986. – 367 с.


Рецензия

Для цитирования:


Тер-Мкртичьян Г.Г., Микерин Н.А., Главизнин В.В., Цейтлин А.А. Термодинамическая модель и элементы теории процессов загрузки адсорбера в закрытой системе улавливания топливных испарений автомобилей с комбинированными энергетическими установками. Труды НАМИ. 2024;(3):33-46. https://doi.org/10.51187/0135-3152-2024-3-33-46

For citation:


Ter-Mkrtich’yan G.G., Mikerin N.A., Glaviznin V.V., Tseytlin A.A. Thermodynamic model and elements of the theory of canister feed processes in the closed system of fuel vapour recovery of vehicles with hybrid power plants. Trudy NAMI. 2024;(3):33-46. (In Russ.) https://doi.org/10.51187/0135-3152-2024-3-33-46

Просмотров: 61


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0135-3152 (Print)