Preview

Труды НАМИ

Расширенный поиск

Разработка методики моделирования нагруженности карьерного автосамосвала путём каскадирования внешних силовых факторов

https://doi.org/10.51187/0135-3152-2024-3-57-70

Аннотация

Введение (постановка задачи и актуальность). Обеспечение необходимой прочности, жёсткости и долговечности компонентов силовой структуры карьерных автосамосвалов является важной инженерной задачей в условиях отсутствия регламентов и стандартов моделирования нагруженности. Поэтому направление наработки нормативной методической базы для выстраивания эффективного процесса проектирования шасси и несущих систем карьерных автосамосвалов имеет высокую актуальность.

Цель исследования – разработка методики моделирования нагруженности карьерного автосамосвала путём каскадирования внешних силовых факторов для установления нормированной последовательности при формировании каскада проверочных нагрузок на механические части карьерного автосамосвала на начальных этапах проектирования.

Методология и методы. В соответствии с целью и задачами исследования определены следующие методы: метод имитационного математического моделирования; методы статистической обработки информации; формализация и конкретизация расчётных режимов нагружения на базе формул теории автомобиля.

Результаты и научная новизна. Результаты сформулированы в виде описательной части основных особенностей методики моделирования нагруженности карьерного автосамоcвала, а также некоторых промежуточных результатах апробации, доказывающих пригодность, эффективность и обоснованность разработанной методики. Научная новизна заключается в применении способа моделирования нагруженности карьерного автосамосвала по принципу «нагрузка – разгрузка – статика» с учётом одновременного действия инерционных нагрузок и нагрузок в пятне контакта шин с дорожным покрытием при сохранении квазиустойчивого состояния динамической модели, что сравнительно снижает время моделирования более чем на 20%.

Практическая значимость. Разработанная методика рекомендуется для применения на ранних этапах проектирования для моделирования типовых и нетиповых режимов эксплуатации карьерного автосамосвала, чтобы определить нагрузки на несущую систему и направляющий аппарат подвески шасси карьерного автосамосвала для последующих расчётов эксплуатационной надёжности.

Об авторах

В. А. Дианов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»
Россия

Дианов Вадим Андреевич – конструктор, НОЦ «КАМАЗ-БАУМАН»

г. Москва 105005



А. И. Бокарев
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»
Россия

Бокарев Александр Игоревич – канд. техн. наук, старший научный сотрудник, НОЦ «КАМАЗ-БАУМАН»

г. Москва 105005



А. Б. Карташов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»
Россия

Карташов Александр Борисович – канд. техн. наук, доцент кафедры СМ-10 «Колёсные машины»

г. Москва 105005



Список литературы

1. Зырянов И.В. Транспортные системы кимберлитовых карьеров Якутии / ХXX Международный научный симпозиум «Неделя горняка-2022».

2. Гельфгат Д.Б., Ошноков B.A. Рамы грузовых автомобилей. – М.: Машгиз, 1959. – 231 c.

3. Яценко Н.Н., Бурдасов Е.И., Розов Р.А., Безверхий С.Ф., Петровский Д.В., Шалдыкин В.П. Ресурсные испытания грузовых автомобилей на автополигоне. Часть 1: Развитие, условия и статистическая интерпретация результатов. Часть 2: Основы форсирования и оптимального планирования испытаний / Центральный научно-исследовательский автомобильный полигон «НАМИ». – М.: НИИНавтопром, 1974.

4. Kotiev G.O., Padalkin B.V., Kartashov A.B., Dyakov A.S. Designs and development of Russian scientific schools in the field of crosscountry ground vehicles building // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. – 2017. – No. 12 (4). – P. 1064–1071. URL: https://arpnjournals.org/jeas/research_papers/rp_2017/jeas_0217_5726.pdf (дата обращения: 03.04.2024).

5. Барышников Ю.Н. Проблемы создания математических моделей для расчёта несущих систем карьерных самосвалов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2011. – № 4–2. – С. 54–56.

6. Дубинкин Д.М., Чичекин И.В., Левенков Я.Ю., Арутюнян Г.А. Разработка имитационной модели динамики карьерного автосамосвала для определения нагрузок, действующих на несущую систему и грузовую платформу при загрузке и разгрузке дисперсного груза // Горная промышленность. – 2021. – № 6. – С. 117–126. DOI: 10.30686/1609-9192-20216-117-126.

7. Вдовин Д.С., Левенков Я.Ю., Чичекин И.В. Нагружение конечно-элементных моделей несущих систем колёсных машин с применением метода Inertia Relief и твердотельной динамической модели автомобиля / Технологии и компоненты интеллектуальных транспортных систем, Москва, 18–19 октября 2018 г. – М.: ФГУП «НАМИ», 2018. – С. 620–640.

8. Чичекин И.В., Карташов А.Б., Газизуллин Р.Л., Киселев П.И., Вдовин Д.С. Разработка имитационной модели динамики беспилотного карьерного автосамосвала для определения нагрузок, действующих на несущую систему при движении в заданных условиях / Инновации в информационных технологиях, машиностроении и автотранспорте (ИИТМА-2020): сборник материалов IV Международной научно-практической конференции с онлайн-участием, Кемерово, 7–10 декабря 2020 г. – Кемерово: Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачёва, 2020. – С. 291–301.

9. Лата В.Н., Марков С.В., Ерёменко А.А., Елховикова А.П. Анализ прочности и долговечности деталей ходовой части на ранней стадии проектирования автомобиля // Известия МГТУ МАМИ. – 2008. – № 2 (6). – С. 59–64.

10. Pahwa G.S. Static and dynamic load synthesis for vehicle durability simulation using Adams / Adams Durability Symposium, 2021.

11. Johannesson P., Speckert M. Guide to load analysis for durability in vehicle engineering. – Ch.: Wiley, 2014. – 458 p.

12. Zhang B. Component tests based on vehicle modeling and virtual testing // SAE Technical Paper. – 2017. – No. 2017-01-0384. – 5 p.

13. Heißing B. Fundamentals, driving dynamics, components, mechatronics, perspectives: chassis handbook / eds. Ersoy M. – Wiesbaden GmbH: Springer Fachmedien: Vieweg+Teubner Verlag, 2011. – 591 p. ISBN 978-3-8348-0994-0.

14. Максимов Р.О., Чичекин И.В. Виртуальный стенд для определения нагрузок в пневматической подвеске задней тележки грузового автомобиля на ранних стадиях проектирования // Известия МГТУ МАМИ. – 2021. – № 3 (49). – С. 76–86. DOI: 10.31992/2074-05302021-49-3-76-86.

15. Кулагин В.А. Разработка комплекса математических моделей подвески легкового автомобиля для анализа усталостной долговечности // Известия МГТУ МАМИ. – 2021. – Т. 15. – № 4. – С. 33–42. DOI: 10.31992/2074-0530-2021-50-4-33-42.

16. Sin V., Gattringer O. Use of virtual iteration in commercial vehicle development / 6th FEMFAT User Meeting, Austria, 9–11 May 2007.

17. Numata F., Gattringer O. Full vehicle simulation using virtual iteration to ensure an excellent correlation between measurement and simulation / JSAE Annual Congress, Yokohama, 20–22 May 2015.

18. Mrazek T., Grieshofer O. Virtuelle iteration von lastdaten zur komponenten und fahrzeugbewertung / Grazer Nutzfahrzeug Workshop, 11 May 2012 / Engineering Center Steyr GmbH & Co KG (ECS).

19. Чичекин И.В., Левенков Я.Ю., Арутюнян Г.А., Нырков Ф.А., Чудаков О.И. Разработка математической динамической модели карьерного автосамосвала для определения нагрузок, действующих на раму в заданных режимах эксплуатации // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – 2022. – № 2 (137). – С. 127–137. DOI: 10.46960/1816-210X_2022_2_127.

20. Кулагин В.А., Бокарев А.И. Исследование влияния податливости компонентов направляющего аппарата подвески автомобиля на накопление повреждаемости при моделировании нагрузочного цикла ресурсных испытаний / Форум инновационных транспортных технологий, Наземные интеллектуальные транспортные средства и системы: сборник трудов Международного автомобильного научного форума (МАНФ-2020), Автонет-2020, Москва, 14–15 октября 2020 г. – М.: ФГУП «НАМИ», 2020. – С. 1165–1190.

21. Shaju A., Pandey А.K. Modelling transient response using PAC 2002-based tyre model // Vehicle System Dynamics. – 2022. – No. 60 (1). – P. 20–46.


Рецензия

Для цитирования:


Дианов В.А., Бокарев А.И., Карташов А.Б. Разработка методики моделирования нагруженности карьерного автосамосвала путём каскадирования внешних силовых факторов. Труды НАМИ. 2024;(3):57-70. https://doi.org/10.51187/0135-3152-2024-3-57-70

For citation:


Dianov V.A., Bokarev A.I., Kartashov A.B. Developing the procedure of simulation of loading of the open-pit dump truck by means of cascading the external force factors. Trudy NAMI. 2024;(3):57-70. (In Russ.) https://doi.org/10.51187/0135-3152-2024-3-57-70

Просмотров: 144


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0135-3152 (Print)