Обоснование необходимости разработки новой методики испытаний по оценке пассивной безопасности мотоциклов
https://doi.org/10.51187/0135-3152-2024-3-71-79
Аннотация
Введение (постановка задачи и актуальность). Современная повседневная жизнь всё больше зависит от мототехники, особенно в крупных городах, где мотоциклы востребованы благодаря своей манёвренности. В то же время распространение систем автоматического пилотирования автомобилей создаёт новые опасности, увеличивая число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием мотоциклистов. Несмотря на растущую популярность мотоциклов, исследований, посвящённых их пассивной безопасности, недостаточно.
Цель исследования – обосновать разработку методики испытаний и оценочных критериев пассивной безопасности мотоциклов.
Методология и методы. Для достижения поставленной цели предлагается разработка отечественной методики испытаний с использованием деформируемых стандартизованных барьеров, имитирующих автомобили. Анализ статистики ДТП в различных странах позволит определить основные закономерности, на базе которых будут разработаны программа и предложены условия испытаний. Виртуальные испытания, проводимые с использованием программы LS-DYNA, и валидация расчётных моделей дадут возможность обосновать оптимальные условия проведения испытаний.
Результаты и научная новизна. Результаты исследования продемонстрируют новый подход к оценке пассивной безопасности мотоциклов, выявляя ключевые параметры и условия, влияющие на травмирование мотоциклистов. Научная новизна заключается в разработке более точных и реалистичных методов испытаний, способных повысить эффективность оценки безопасности мотоциклов.
Практическая значимость. Разработка и внедрение методики проведения испытаний по оценке пассивной безопасности мотоциклов имеет важное значение для обеспечения безопасности мотоциклистов. Полученные результаты могут стать основой для создания нормативных документов и серий краш-тестов, а также будут способствовать развитию производства безопасных конструкций мотоциклов.
Ключевые слова
Об авторах
Е. П. БрагинРоссия
Брагин Егор Павлович – инженер-конструктор 3-й категории отдела численного анализа пассивной безопасности, управление FEM моделирования, Центр «Численный анализ и виртуальная валидация»
г. Москва 125438
Д. Ю. Солопов
Россия
Солопов Дмитрий Юрьевич – канд. техн. наук, начальник отдела численного анализа пассивной безопасности, управление FEM моделирования, Центр «Численный анализ и виртуальная валидация»
г. Москва 125438
Список литературы
1. Баканов К.С., Ляхов П.В., Айсанов А.С., Исаев М.М., Никулин Е.Д., Коблов П.С., Сергунова А.С., Селедников Н.В., Наумов С.Б., Князев А.С. Дорожнотранспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 год (информационно-аналитический обзор). – М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023. – 148 с.
2. Puthan P., Lübbe N., Shaikh J., Sui B., Davidsson J. Defining crash configurations for Powered Two-Wheelers: comparing ISO 13232 to recent in-depth crash data from Germany, India and China // Accident Analysis & Prevention. – 2021. – V. 151. – P. 151.
3. ISO 13232. Motorcycles – Test and analysis procedures for research evaluation of rider crash protective devices fitted to motorcycles.
4. Feldkamp G., Junghanns K. The typical traffic accident in adolescents: the motorcycle accident – some epidemiologic features and the effectiveness of safety helmets and clothing / Report on motorcycle safety, European experimental vehicles committee (EEVC). – 1976. – P. 75–80.
5. Otte D., Chinn B., Doyle D., Sturrock K., Schuller E. Database COST 327 Accident description and analysis of motorcycle safety helmets / Interim Report, CORDIS, May 1998.
6. COST 327 – Motorcycle safety helmets, Eutopean co-operation in the field of scientific and technical research / Final report of the Action, 2001.
7. Berg A., Bilrkle H., Schmidts F., Epple J. Analysis of the passive safety of motorcycles using accident investigations and crash tests / DEKRA Automobil AG. – No. 98-S10-O-11. – P. 2221–2236.
8. Hirsch A.E., Bothwell P. Air bag crash protection for motorcycle application / NHTSA, ASME-paper. – Washington: NHTSA, 1973.
9. Ariffin A.H., Rahman M.K., Hamzah A., Paiman N.F., Isa M.H., Solah M.S., Jawi Z.M., Abu Kassim K.A. Exploratory study on airbag suitability for small engine capacity motorcycle in Malaysia / Malaysian Universities Transport Research Forum Conference, 2013. – P. 171–177.
10. Pegg S.P., Mayze T.D. A pattern of burn injuries associated with motor cycles / Research Report 1/80. – Brisbane: Queensland Department of transport, 1980.
11. European experimental vehicles committee (EEVC) / Report on motorcycle safety, 1993.
12. Kalliske I., Albus C., Faerber E. Evaluation of the safety aspects of a new two-wheeler concept. Fahrzeugtechnik heft F24, Strassenwesen 53, Bundesanstalt fuer Berglish, Gladbach D-51427, Germany. – 1998.
13. Гайсин С.В. Об оптимизации нормативных требований по пассивной и активной безопасности к конструкции автотранспортных средств // Труды НАМИ. – 2016. – № 3 (266). – С. 6–14.
14. Барашков А.А., Лыюров М.В. Об эффективности методов повышения конструктивной безопасности легковых автомобилей при боковых столкновениях // Труды НАМИ. – 2018. – № 1 (272). – С. 28–35.
15. Кисуленко Б.В. Взаимосвязь конструктивной безопасности автотранспортных средств с безопасностью дорожного движения // Труды НАМИ. – 2010. – № 244. – С. 24–35.
Рецензия
Для цитирования:
Брагин Е.П., Солопов Д.Ю. Обоснование необходимости разработки новой методики испытаний по оценке пассивной безопасности мотоциклов. Труды НАМИ. 2024;(3):71-79. https://doi.org/10.51187/0135-3152-2024-3-71-79
For citation:
Bragin E.P., Solopov D.Yu. Justification of the need of development of a new test procedure to assess passive safety of motorcycles. Trudy NAMI. 2024;(3):71-79. (In Russ.) https://doi.org/10.51187/0135-3152-2024-3-71-79