Расчётный анализ и результаты практических исследований свойств комбинированного сварного соединения картеров ведущих мостов
https://doi.org/10.51187/0135-3152-2024-4-91-101
Аннотация
Введение (постановка задачи и актуальность). Развитие современного машиностроения приводит к необходимости применения комбинированных сварных соединений из разнородных сталей. Примером такой конструкции является картер ведущего моста автомобиля. Основная трудность при изготовлении картеров – получение качественного сварного соединения перлитных разнородных сталей, так как велика вероятность возникновения горячих и холодных трещин. Для получения сварного соединения рассмотрен способ дуговой сварки плавящимся электродом в среде защитного газа, при котором основным недостатком технологического процесса является проведение предварительного подогрева и термической обработки после сварки. Обосновано предположение, что необходимое качество сварного соединения может быть получено без предварительного подогрева и последующей термической обработки. В статье приводятся результаты расчётного анализа и практических исследований свойств сварного соединения.
Цель исследования – совершенствование технологии дуговой сварки плавлением в среде защитного газа перлитных разнородных сталей.
Методология и методы. Проведены анализ научно-технической литературы и прогнозирование свойств сварного соединения расчётным методом. Для определения структуры и твёрдости сварного соединения выполнены практические исследования.
Результаты и научная новизна. Легирование сварного шва хромом и молибденом в сочетании с предложенными технологическими рекомендациями способствует связыванию углерода в карбиды, уменьшая его содержание в феррите и тем самым снижая вероятность образования закалочных структур. Это позволяет отказаться от выполнения предварительного подогрева и последующей термической обработки сварного соединения.
Практическая значимость. Разработаны и подтверждены результатами исследований технологические рекомендации для получения качественного сварного соединения перлитных разнородных сталей без предварительного подогрева и последующей термической обработки
Об авторах
А. М. МусиенкоРоссия
Мусиенко Александр Михайлович – канд. техн. наук, ведущий инженер отдела платформенных компонентов
г. Москва 125438
C. М. Шишанов
Россия
Шишанов Сергей Марксович – канд. техн. наук, начальник управления по взаимодействию с индустриальными и образовательными партнёрами
г. Москва 125438
А. М. Башкин
Россия
Башкин Александр Михайлович – начальник отдела платформенных компонентов
г. Москва 125438
Список литературы
1. Земин В.Н. Сварные соединения разнородных сталей. – М.–Л.: Машиностроение, 1966. – 232 с.
2. Крайчик М.М., Котельников В.Л. Работоспособность сварных конструкций подвижного состава // Сварочное производство. – 1991. – № 12. – С. 7–9.
3. Окерблом Н.О., Демянцевич В.П., Байкова И.П. Проектирование технологии изготовления сварных конструкций. – Л.: Судпромгиз, 1963. – 602 с.
4. Павленко П.Д. Расчётно-экономические исследования прочности картеров ведущих мостов грузовых автомобилей // Грузовик. – 2003. – № 6. – С. 24–26.
5. Шкель А.С., Загарин Д.А., Козловская М.А., Дзоценидзе Т.Д. Высокопрочные стали производства ООО «Уральская сталь» для несущих систем транспортно-технологических машин // Автомобильная промышленность. – 2016. – № 6. – С. 32–35.
6. Карпухин К.Е., Ломакин В.В., Кондрашов В.Н. Тенденции развития автомобилестроения. Учебное пособие. – М.: МГТУ «МАМИ», 2008. – 70 с.
7. Краткий автомобильный справочник в 5 т. / НИИАТ; [Б.В. Кисуленко, И.А. Венгеров, Ю.В. Дементьев и др.]. (2-е изд.). – М., 2008.
8. Мусиенко А.М. Повышение выносливости ведущих мостов автомобилей из перлитных разнородных сталей путём совершенствования технологии дуговой сварки плавящимся электродом в среде защитного газа: дис. … канд. техн. наук. – М., 2006. – С. 105.
9. Мусиенко А.М. Технология сварки комбинированного сварного соединения из перлитных сталей 17ГС и 45 // Сварочное производство. – 2006. – № 7. – С. 26–28.
10. Готальский Ю.Н. Особенности сварки разнородных сталей // Автоматическая сварка. – 1961. – № 8. – С. 49–57.
11. Готальский Ю.Н. Сварка разнородных сталей. – К.: Технiка, 1987. – 184 с.
12. Закс И.А. Сварка разнородных сталей. – Л.: Машиностроение, 1973. – 208 с.
13. Королёв Н.М. К вопросу о сварке разнородных сталей // Сварочное производство. – 1963. – № 11. – С. 20–26.
14. Окерблом Н.О. Комбинированные сварные конструкции. – Л.: Судпромгиз, 1962. – 100 с.
15. Aglan H.A., Ahmed S., Prayakarao K.R., Fateh M.Effect of preheating temperature on the mechanical and fracture properties of welded pearlitic rail steels // Engineering. – 2013. – V. 5. – No. 11. – P. 837–843. DOI: 10.4236/eng.2013.511101.
16. Bodude M., Momohjimoh I. Studies on effects of welding parameters on the mechanical properties of welded low-carbon steel // Journal of Minerals and Materials Characterization and Engineering. – 2015. – V. 3. – No. 3. – P. 142–153. DOI: 10.4236/jmmce.2015.33017.
17. Bose-Filho W.W., Carvalho A.L.M., Strangwood M. Effects of alloying elements on the microstructure and inclusion formation in HSLA multipass welds // Materials Characterization. –2007. – V. 58. – No. 1. – P. 29–39.
18. Акулов А.И., Бельчук Г.А., Демянцевич В.П. Технология и оборудование сварки плавлением. Учебник для студентов вузов. – М.: Машиностроение, 1977. – 432 с.
19. Сефериан Д. Металлургия сварки. – М.: Машгиз, 1963. – 347 с.
Рецензия
Для цитирования:
Мусиенко А.М., Шишанов C.М., Башкин А.М. Расчётный анализ и результаты практических исследований свойств комбинированного сварного соединения картеров ведущих мостов. Труды НАМИ. 2024;(4):91-101. https://doi.org/10.51187/0135-3152-2024-4-91-101
For citation:
Musienko A.M., Shishanov S.M., Bashkin A.M. Computational analysis and results of practical studies of the properties of the combined welded joint of the crankcase of the drive axle of the truck. Trudy NAMI. 2024;(4):91-101. (In Russ.) https://doi.org/10.51187/0135-3152-2024-4-91-101