Preview

Труды НАМИ

Расширенный поиск

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПОЛНОГО ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ, РАБОТАЮЩЕЙ НА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МОТОРНЫХ ТОПЛИВАХ, ПОЛУЧЕННЫХ ИЗ ПРИРОДНОГО ГАЗА

Аннотация

С помощью методологии полного жизненного цикла (ПЖЦ) можно получить наиболее точную технико-эколого-экономическую оценку эффективности применения альтернативных топлив, которую целесообразно проводить с учётом всех стадий жизненного цикла: добычи сырья, его транспортировки, получения топлив, вспомогательных процессов получения топлив и электроэнергии, а также использования моторных топлив в силовых установках. На основании потребления альтернативных топлив на транспорте, а также учитывая преимущества природного газа (ПГ) среди других альтернативных топлив, можно утверждать, что его применение наиболее перспективно. Это обусловлено большими разведанными запасами ПГ, а также возможностью существенного сокращения выбросов вредных веществ при его сжигании в двигателе внутреннего сгорания в сравнении с использованием топлив иного происхождения. Возможно непосредственное использование ПГ, а также получение из него других альтернативных топлив. Учитывая существующие методики оценки показателей силовых установок и топлив в ПЖЦ, а также требования международных стандартов по оценке экологической безопасности продукции в ПЖЦ (ГОСТ Р ИСО 14040 - 14043), решалась задача создания математических моделей, описывающих материальные и энергетические потоки для различных альтернативных моторных топлив. Разработаны математические модели ПЖЦ силовой установки, работающей на моторных топливах, получаемых из природного газа: компримированном природном газе, сжиженном природном газе, метаноле, диметиловом эфире (ДМЭ), синтетическом дизельном топливе и водороде. В частности, в данной статье более подробно представлена математическая модель ПЖЦ силовой установки, работающей на ДМЭ. Математическая модель позволяет рассчитывать энергетические и материальные потоки в ПЖЦ силовой установки, определять расход затрачиваемых природных ресурсов, энергии, выбросы вредных веществ в окружающую среду, сравнивать различные виды топлив и выбирать наиболее эффективные с учётом ПЖЦ.

Об авторах

А. В. Козлов
Центр «Энергоустановки», ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
Россия


Е. А. Миренкова
Центр «Энергоустановки», ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
Россия


Список литературы

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 767-р «О расширении использования природного газа в качестве моторного топлива».

2. Корнилов Г.С., Козлов А.В., Фам Хыу Тан. Математическая модель полного жизненного цикла природного газа // Приводная техника. - 2006. - № 5. - С. 13-18.

3. Козлов А.В., Теренченко А.С., Систер В.Г., Иванникова Е.М. Математическая модель полного жизненного цикла биодизельного топлива // Химическое и нефтегазовое машиностроение. - 2009. - № 5. - С. 34-36.

4. Wang M.Q., Huang H.S. A full fuel-cycle analysis of energy and emissions impacts of transportation fuels produced from natural gas center for transportation research. - Argonne, Illinois, USA: Argonne National Laboratory, 1999. - 114 p.

5. Odeh N., Hill N., Forster D. Current and future lifecycle emissions of key ‘Low Carbon’ technologies and alternatives. - Ricardo-AEA Ltd, Gemini Building, Harwell, Didcot, OX11 0QR, UK, 2013. - 187 p.

6. Nylund N.-O., Koponen K. Fuel and technology alternatives for buses. Overall energy efficiency and emission performance. VTT Technology 46, Espoo. -Finland, 2012. - 294 p. + app. 94 p.

7. Coulson G., Stobart R. Life-cycle analysis and the fuel cell car // SAE paper. - 2000. - № 2000-01-1485. -4 p.

8. DiCarlo S., Serra R., Foglia G. Application of LCA methodologies in the automobile sector: two Fiat Auto experiences // SAE paper. - 1997. - № 971203. - 12 p.

9. Kaniut C., Cetiner H., Franzeck J. Life cycle assessment of a complete car the Mercedes-Benz approach // SAE paper. - 1997. - № 971166. - 8 p.

10. Petrov R.L., Kabanova O.N. Application of life cycle assessment methodology for comparative LADA automobiles // SAE paper. - 2000. - № 2000-01-1492. -7 p.

11. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология / Под ред. В.Н. Луканина. - М.: Высшая школа, 2001. - 273 с.

12. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Снижение экологических нагрузок на окружающую среду при работе автомобильного транспорта // Итоги науки и техники ВИНИТИ. Автомобильный транспорт. -1996. - Т. 19. - С. 1-340.

13. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Методика оценки уровня экологической безопасности АТС // Совершенствование автомобильных и тракторных двигателей: Сб. науч. тр. - М.: МАДИ, 1992. - С. 9-17.

14. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Экологически чистая энергоустановка: понятие и количественная оценка // Итоги науки и техники ВИНИТИ. Автомобильный и городской транспорт. - 1994. - Т. 18. -С. 1-140.


Рецензия

Для цитирования:


Козлов А.В., Миренкова Е.А. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПОЛНОГО ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ, РАБОТАЮЩЕЙ НА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МОТОРНЫХ ТОПЛИВАХ, ПОЛУЧЕННЫХ ИЗ ПРИРОДНОГО ГАЗА. Труды НАМИ. 2017;(4):14-24.

For citation:


Kozlov A.V., Mirenkova E.A. MATHEMATICAL MODELS OF THE TOTAL LIFE CYCLE OF A POWER UNIT OPERATING ON ALTERNATIVE MOTOR FUELS DERIVED FROM NATURAL GAS. Trudy NAMI. 2017;(4):14-24. (In Russ.)

Просмотров: 99


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0135-3152 (Print)