Прогнозирование усталостной долговечности элементов подвески полуприцепа на ранних стадиях проектирования
Аннотация
Введение. Транспортировка грузов автомобильным транспортом – основной способ доставки как в нашей стране, так и за рубежом. Наибольшее количество перевезённых грузов наземным транспортом приходится на прицепные седельные автопоезда. Таким образом совершенствование методик конструктивных элементов автопоездов является актуальной задачей. Объекты исследования – элементы системы подрессоривания и ходовой части полуприцепа. Предмет исследования – способы расчёта усталостной долговечности элементов несущей системы и подвески осей полуприцепа на основе метода конечных элементов.
Цель работы – учёт влияния податливости звеньев на нагрузки, полученные в динамической модели полуприцепа на расчётные параметры долговечности деталей системы подрессоривания. Методология и методы. Расчёты произведены в системе расчёта динамики твёрдых тел. Расчёт усталостной долговечности проводился с применением метода конечных элементов. На примере полуприцепа автопоезда выполнены два типа расчётов – с использованием абсолютно жёстких звеньев и деформируемых звеньев. Расчёты обеих моделей проведены для нескольких характерных расчётных случаев элементов системы подрессоривания. В настоящей работе представлен для примера один расчётный режим – движение по неровной дороге второй категории эксплуатации.
Результаты и научная новизна. Сравнение расчётов показывает, что учёт деформаций звеньев динамической подвески даёт не только уменьшение нагрузок в шарнирах модели, но и приводит к увеличению усталостной долговечности. Что особенно важно для полуприцепов из-за требуемого большого ресурса.
Практическая значимость работы заключается в возможности уточнения нагрузок на элементы системы подрессоривания, что позволит, например, снизить массу деталей при заданной долговечности.
Об авторах
Д. С. ВдовинРоссия
канд. техн. наук, доцент
г. Москва 105005
И. В. Чичекин
Россия
канд. техн. наук, доцент
г. Москва 105005
Я. Ю. Левенков
Россия
канд. техн. наук, доцент
г. Москва 105005
Список литературы
1. Высоцкий М.С., Кочетов С.И., Харитончик С.В. Основы проектирования модульных магистральных автопоездов. – Минск: Белорусская наука, 2011. 407 с. – ISBN 978-985-08-1268-1.
2. Горобцов А.С., Шурыгин В.А., Серов В.А., Дьяков А.С., Лаптева В.О., Макаров А.А. Разработка математической модели многоопорной транспортной машины для перевозки крупногабаритных неделимых грузов // Грузовик. – 2014. – № 11. – С. 2–5.
3. Проектирование полноприводных колёсных машин: Учебник для вузов: В 3 т. / Б.А. Афанасьев, Б.Н. Белоусов, Г.И. Гладов и др.; Под ред. А.А. Полунгяна. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.
4. Kotiev G.O., Padalkin B.V., Kartashov A.B., Dyakov A.S. Designs and development of russian scientific schools in the field of cross-country ground vehicles building. ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. – 2017. – Vol. 12. – No. 4. – P. 1064–1071.
5. Падалкин Б.В., Горелов В.А., Чудаков О.И. Повышение энергоэффективности автопоезда при движении в тяжёлых дорожных условиях за счёт выбора рациональных параметров систем привода прицепных звеньев // Труды НАМИ. – 2017. – № 1 (268). С. 60–66.
6. Genta G., Morello L. The Automotive Chassis. Vol. 1: Components Design. – Springer Science+Business Media, B.V. – 2009. – 627 р.
7. Barton D.C., Fieldhouse J.D. Automotive Chassis Engineering. – Springer Science+Business Media, B.V., 2018. – 327 p.
8. Вдовин Д.С. Расчёт нагрузок на звенья независимой подвески ходовой части автомобиля 8х8 с использованием Nx Motion / 85-я международная научно-техническая конференция Ассоциации автомобильных инженеров «Будущее автомобилестроения в России»: сборник трудов секции «Автомобили и тракторы». М.: Университет Машиностроения (МАМИ), 2014. С. 2–6.
9. Ryan R.R. ADAMS // In Supplement to Vehicle System Dynamics. – 1993. – V. 22. – P. 144–152.
10. Farid M.L. Fundamentals of multibody dynamics: theory and applications. – Birkhauser, 2006. – 684 р.
11. Gorelov V.A., Komissarov A.I. Mathematical Model of the Straight-line Rolling Tire-Rigid Terrain Irregularities Interaction. Procedia Engineering. – 2016. Vol. 150. – P. 1322–1328.
12. Bremer H. Elastic Multibody Dynamics. – Springer Science+Business Media, B.V., 2008. – 451 р.
13. Kong Y.S., Abdullah S., Omar M.Z., Haris S.M. Side force analysis of suspension strut under various load cases // Jurnal Teknologi (Sciences and Engineering). 2016. – Vol. 78. – No. 6. – P. 85–90.
14. Altair. URL: https://www.altair.com/ (дата обращения: 21.02.2019).
15. nCode. URL: https://www.ncode.com/ (дата обращения: 21.02.2019).
16. Жилейкин М.М. Моделирование систем транспортных средств: методические указания к выполнению лабораторных работ. – М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2017. – 96 c.
17. Левенков Я.Ю., Вольская Н.С. Сглаживающая способность пневматической шины автомобильного колеса при взаимодействии с твёрдой неровной опорной поверхностью // Технология колёсных и гусеничных машин – Technology of Wheeled and Tracked Machines. – 2015. – № 1. – С. 20–26.
18. Кушвид Р.П., Чичекин И.В. Шасси автомобиля. Конструкция и элементы расчёта: учебник. – М.: МГИУ, 2014. – 555 с.
19. Левенков Я.Ю., Чичекин И.В. Определение параметров модели рессоры для анализа нагрузок и оценки прочности элементов подвески в системе расчёта динамики твёрдых тел // Инженерный вестник. – 2016. – № 12. – С. 4.
20. Vdovin D., Chichekin I. Loads and Stress Analysis Cycle Automation in the Automotive Suspension Development Process // Procedia Engineering. – 2016. Vol. 150. – P. 1276–1279.
21. Вдовин Д.С., Чичекин И.В., Поздняков Т.Д. Виртуальный стенд для определения нагрузок на рулевое управление автомобиля // Инженерный журнал: наука и инновации. – 2017. – № 8 (68). – С. 3.
22. Вольская Н.С., Левенков Я.Ю., Русанов О.А. Моделирование автомобильной пневматической шины, взаимодействующей с твёрдой неровной опорной поверхностью // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2013. – № 5. – С. 107–124.
23. Горелов В.А., Падалкин Б.В., Чудаков О.И. Математическая модель прямолинейного движения по деформируемой опорной поверхности двухзвенного седельного автопоезда с активным полуприцепным звеном // Вестник Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Серия: Машиностроение. – 2017. – № 2 (113). – С. 121–138.
24. Чудаков О.И., Анкинович Г.Г., Горелов В.А. Математическая модель прямолинейной динамики по недеформируемому опорному основанию седельного автопоезда с активным полуприцепом // Вестник машиностроения. – 2017. – № 3. – С. 37–42.
25. Чудаков О.И., Анкинович Г.Г., Горелов В.А. Оценка влияния активизации колёс полуприцепа на тягово-динамические свойства автопоезда // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2017. – № 1. – С. 44–54.
26. Skotnikov G.I., Jileykin M.M. and Komissarov A.I. Increasing the stability of the articulated lorry at braking by locking the fifth wheel coupling // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering, 315 (2018) 012027. DOI:10.1088/1757-899X/315/1/012027.
27. Dempsey M., Fish G., Beltran J.G.D. High fidelity multibody vehicle dynamics models for driver-in-the-loop simulators / Proceedings of the 11th International Modelica Conference September 21-23, 2015. – Versailles, France, 2015. – P. 273–280.
28. Pacejka H.B. Tyre and Vehicle Dynamics. Oxford, Butterworth Heinemann, 2006. – 672 p.
29. Pacejka H.B., Besselink I.Y. Magic Formula Tyre Model with Transient Properties // Supplement to Vehicle System Dynamics. – 1997. – Vol. 27. – P. 234–249.
30. TNO Automotive: MF-Tool 6.1 User Manual. Netherlands, 2008.
Рецензия
Для цитирования:
Вдовин Д.С., Чичекин И.В., Левенков Я.Ю. Прогнозирование усталостной долговечности элементов подвески полуприцепа на ранних стадиях проектирования. Труды НАМИ. 2019;(2):14-23.
For citation:
Vdovin D.S., Chichekin I.V., Levenkov Ya.Yu. Predicting the fatigue life of a semi-trailer suspension elements at the early stages of design. Trudy NAMI. 2019;(2):14-23. (In Russ.)