Preview

Труды НАМИ

Расширенный поиск

Антропометрия и автомобилестроение

Аннотация

Введение. Как средство передвижения автомобиль представляет инструмент для выполнения определённой задачи, управляющим элементом которого является человек. Соответственно инструмент должен удовлетворять антропометрическим характеристикам человека.

Цель исследования. Антропометрические характеристики представлены в антропометрических атласах, нормативном документе на антропометрические характеристики лётного состава и некоторых популярных изданиях. Предлагаемый материал имеет «достаточно солидный возраст», поскольку фундаментальные антропометрические исследования на настоящий момент не проводятся. Изменчивость антропометрии человеческого тела подтверждается историческими фактами, однако соотношение частей человеческого тела, в частности в зависимости от роста, практически осталось прежним. Поиск данной зависимости и явился целью данного исследования. Методология и методы. Определение пропорциональности частей человеческого тела в зависимости от роста проводилось методом анализа имеющихся антропометрических данных.

Результаты и научная новизна. В результате анализа и сопоставимости антропометрических характеристик, представленных в различных источниках, определены обобщённые процентные соотношения частей человеческого тела в зависимости от роста, что не встречается в доступных научных изданиях.

Практическая значимость. При проектировании рабочего места водителя (РМВ) и мест размещения пассажиров необходимы антропометрические характеристики предполагаемого контингента пользователей автотранспортных средств. Данную информацию можно найти в различных доступных источниках. При проектировании РМВ удобно пользоваться расстояниями между центрами суставов, однако получение такой информации достаточно затруднительно, поскольку профессиональные антропологи пользуются несколько другими показателями, отличными от тех, которые привыкли применять инженеры-механики. В результате проведённой работы антропометрические характеристики представлены как расстояния между центрами суставов элементов человеческого тела, и их зависимость в процентах от роста, что позволяет проводить проектирование РМВ и мест размещения пассажиров без обращения к массиву антропометрических данных.

Об авторе

Н. В. Невский
НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ»
Россия

старший эксперт экспертного совета

Московская область 141830, Дмитровский р-н, пос. Автополигон



Список литературы

1. Автомобили и тракторы. Основы эргономики и дизайна / И.С. Степанов, А.Н. Евграфов, А.Л. Карунин, В.В. Ломакин, В.М. Шарипов, под общ. редакцией д-ра техн. наук, проф. В.М. Шарипова. – М.: МГТУ «МАМИ», 2002. – 230 с.

2. Антропометрический атлас. Методические рекомендации. Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. – М., 1977. – 138 с.

3. ГОСТ В 24951-81 Антропометрия лётного состава. Статические и динамические размеры. – М., 1982. – 85 с.

4. Конструкции протезно-ортопедических изделий / Куженкин А.П., Морейнис И.Ш., Якобсон Я.С. и др.; под ред. канд. техн. наук А.П. Куженкина. – М., 1984. 240 с.


Рецензия

Для цитирования:


Невский Н.В. Антропометрия и автомобилестроение. Труды НАМИ. 2019;(2):54-65.

For citation:


Nevskiy N.V. Anthropometry and automobile development. Trudy NAMI. 2019;(2):54-65. (In Russ.)

Просмотров: 257


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0135-3152 (Print)