Preview

Труды НАМИ

Расширенный поиск

Формирование закона управления углом поворота рулевого колеса для поддержания заданной траектории движения автомобиля

Аннотация

Введение. Объектом исследования является система управления изменением траектории движения автомобиля. Предмет исследования – способы поддержания заданной траектории движения автомобиля на основе метода расчёта динамики твёрдых тел. Исследование влияния трансмиссии и подвески на изменение траектории движения автомобиля не рассматривается и выходит за рамки данной статьи.

Цель исследования – разработать модель управления изменением траектории движения автомобиля на примере двухосного полноприводного грузового автомобиля, включающую подсистемы – трансмиссию, систему подрессоривания и рулевое управление.

Методология и методы. Транспортное средство описывалось как система твёрдых тел, связанных шарнирами и силовыми взаимодействиями из библиотеки типовых элементов программного комплекса. По данному описанию системы программный комплекс автоматически формировал системы уравнений движения и связей. Решение уравнений производилось при помощи неявного численного метода с переменным шагом и с автоматическим контролем точности.

Результаты и научная новизна. В работе рассматривается формирование закона управления углом поворота рулевого колеса для поддержания заданной траектории движения. Приводятся подробное описание разработанной упрощённой модели управления и аналитические зависимости – для настройки параметров модели. Показан пример выбора коэффициентов для её настройки, предложены рекомендации для других типов расчётных режимов. В работе выполнен расчёт одного расчётного случая, соответствующего переставке автомобиля с последующим возвращением в первоначальную полосу движения. На этом примере доказана адекватность работы модели.

Практическая значимость. Разработанная математическая модель может использоваться в системах расчёта динамики твёрдых тел при моделировании автомобилей, управляемых водителем, беспилотных автомобилей и адаптивных систем помощи водителю. Динамические модели используются для расчёта нагрузок на несущую систему автомобиля, детали систем подрессоривания и рулевого управления и т.п.

Об авторах

И. В. Чичекин
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»
Россия

Кафедра СМ-10 «Колёсные машины», канд. техн. наук, доцент

г. Москва 105005



Я. Ю. Левенков
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»
Россия

Кафедра СМ-10 «Колёсные машины», канд. техн. наук, доцент

г. Москва 105005



П. И. Зуенков
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»
Россия

Кафедра СМ-10 «Колёсные машины», студент

г. Москва 105005



Р. О. Максимов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»
Россия

Кафедра СМ-10 «Колёсные машины», студент

г. Москва 105005



Список литературы

1. Гинцбург Л.Л. Устойчивость и управляемость автомобиля. Виртуальный анализ. – М.: ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», 2013. – 272 с.

2. Жилейкин М.М., Шинкаренко В.А. Качественный анализ методов повышения управляемости и устойчивости колёсных машин // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. – 2015. – № 1. С. 42–48.

3. Гладов Г.И., Петренко А.М. Специальные транспортные средства. Теория. – М.: Академкнига, 2006. 215 с.

4. Горелов В.А. Математическое моделирование движения многозвенных колёсных транспортных комплексов с учётом особенностей конструкций сцепных устройств // Наука и образование: научное издание МГТУ им Н.Э. Баумана. – 2012. – Вып. 2. – № 7730569. – С. 14.

5. Жилейкин М.М., Чулюкин А.О. Повышение устойчивости движения двухосных автомобилей за счёт автоматической коррекции углов поворота управляемых колёс (подруливания) // Промышленные АСУ и контроллеры. – 2015. – № 1. – С. 42–52.

6. Данилов И.К., Коноплёв В.Н., Косой А.С. Основы проектирования автотранспортных средств: учебное пособие. – М.: Российский университет дружбы народов, 2018. – 87 с.: ил.

7. Ларин В.В. Теория движения полноприводных колёсных машин: учебник. – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 392 c.: ил.

8. Карташов А.Б., Левенков Я.Ю., Чичекин И.В., Газизулин Р.Л. Разработка механической обратной связи рулевого управления шарнирно сочленённого транспортного средства // Справочник. Инженерный журнал с приложением. – 2018. – № 7 (256). – С. 25–31.

9. Вдовин Д.С., Чичекин И.В., Поздняков Т.Д. Виртуальный стенд для определения нагрузок на рулевое управление автомобиля // Инженерный журнал: наука и инновации. – 2017. – № 8 (68). – С. 3.

10. Вдовин Д.С., Чичекин И.В., Левенков Я.Ю. Прогнозирование усталостной долговечности элементов подвески полуприцепа на ранних стадиях проектирования // Труды НАМИ. – 2019. – № 2. – С. 14–23.

11. Vdovin D.S., Chichekin I.V., Levenkov Y.Y., Shabolin M.L. Automation of wheeled vehicles load bearing frames finite-element models loading procedure by using inertia relief method and vehicle multi-body dynamics model // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2019. – Vol. 534. – Iss. 1. Art. no. 012024.

12. Levenkov Y.Y., Vol’skaya N.S., Rusanov O.A. Simulation of the tire enveloping properties in case of the unmanned car wheel interaction with a rigid uneven surface // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2019. – Vol. 534. – Art. no. 012023.

13. Volskaya N.S., Chichekin I.V. Dynamic model of the robotic vehicle motion on a deformable irregular terrain // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2019. – Vol. 534. – Art. no. 012022.

14. Вдовин Д.С., Чичекин И.В., Левенков Я.Ю. Автоматизация нагружения конечно-элементных моделей несущих систем колёсных машин с применением метода инерционной разгрузки и твердотельной динамической модели автомобиля // Труды НАМИ. 2018. – № 1 (272). – С. 36–50.

15. Чичекин И.В., Максимов Р.О. Моделирование работы автомобильного дифференциала в системе расчёта динамики твёрдых тел // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2019. – № 2 (40). – С. 80–87.

16. Naunheimer H. et al. Automotive Transmissions, 2nd ed., DOI 10.1007/978-3-642-16214-5, © SpringerVerlag Berlin Heidelberg, 2011.

17. Chassis Handbook: Fundamentals, Driving Dynamics, Components, Mechatronics, Perspectives. Bernd Heißing | Metin Ersoy (Eds.) (ATZ/MTZ-Fachbuch) 2011th Edition, 591 pages.

18. Pacejka H.B. Tyre and Vehicle Dynamics. Second Edition. – Butterworth-Heinemann, Oxford, 2006.

19. Pacejka H.B., I.J.M. Besselink. Magic Formula Tyre model with Transient Properties // Supplement to Vehicle System Dynamics. – 1997. – Vol. 27. – P. 234–249.

20. TNO Automotive: “MF-Tool 6.1 User Manual”, TNO Automotive. – The Netherlands, 2008.

21. ГОСТ 31507-2012 Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость. Технические требования. Методы испытаний. – Введ. 2013–09–01. – М.: Стандартинформ, 2013. – 51 с.


Рецензия

Для цитирования:


Чичекин И.В., Левенков Я.Ю., Зуенков П.И., Максимов Р.О. Формирование закона управления углом поворота рулевого колеса для поддержания заданной траектории движения автомобиля. Труды НАМИ. 2019;(3):53-61.

For citation:


Chichekin I.V., Levenkov Ya.Yu., Zuenkov P.I., Maksimov R.O. The formation of the law of steering angle control to maintain a given vehicle trajectory. Trudy NAMI. 2019;(3):53-61. (In Russ.)

Просмотров: 229


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0135-3152 (Print)