Preview

Труды НАМИ

Расширенный поиск
№ 3 (2019)
Скачать выпуск PDF

АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ

6-13 198
Аннотация

Введение. Развитие экологически чистого автотранспорта сопряжено с внедрением в их конструкцию высоковольтных источников и преобразователей электроэнергии. Источники электроэнергии представлены системами хранения и накопления электроэнергии, которые при различных условиях окружающей среды могут иметь различный КПД, что нежелательно.

Цель исследования состоит в формировании схожих проблем, сказывающихся на работоспособности высоковольтных систем хранения и накопления электроэнергии при эксплуатации в таких регионах, как Российская Федерация и Социалистическая Республика Вьетнам.

Методология и методы. Аналитические исследования, проведённые авторами, позволили сделать выводы об актуальных проблемах распространения электромобилей и автомобилей с комбинированными энергоустановками, а также обозначить пути их решения, которые будут наиболее перспективны.

Результаты. Актуальность исследования заключается в рассмотрении проблем внедрения и эксплуатации электромобилей на территории Российской Федерации и Социалистической Республики Вьетнам, схожих для обоих регионов. Несмотря на диаметрально противоположные климатические особенности Вьетнама и России, проблема температурной стабилизации аккумуляторной батареи электрического транспортного средства имеет общий характер и требует комплексного решения. Проанализированы результаты уже имеющегося опыта и показаны негативные моменты, препятствующие развитию экологически чистых транспортных средств в частном секторе.

Практическая значимость. Определены недостатки разработки электрических автомобилей. Поставлен вопрос проблемы эксплуатации электрических транспортных средств и их рабочих характеристик в сложных условиях Российской Федерации и Вьетнама. Данная систематизация позволит создать унифицированные алгоритмы и схемы систем, позволяющие работать как в жарком, так и в холодном климате.

14-21 106
Аннотация

Введение. Тягово-сцепные свойства и проходимость многоцелевых колёсных машин (МКМ) по грунтовым поверхностям зависят как от параметров движителя машин, так и от физикомеханических свойств поверхностей движения. В статье рассматриваются вопросы оптимизации параметров движителей таких машин в зависимости от дорожных условий и физико-механических свойств грунтовой поверхности.

Цель исследования – разработать рекомендации по оптимизации параметров движителя перспективных МКМ, предназначенных для работы и движения по грунтовым поверхностям.

Методология и методы. На основании результатов анализа современных исследований по механике грунтов при приложении к ним динамической нагрузки сформировать комплекс зависимостей, определяющих процесс взаимодействия ведомых и ведущих колёс с грунтовой поверхностью. Основными из них являются сопротивления грунтов сжатию и сдвигу при приложении динамических нагрузок. В качестве метода принято теоретическое исследование тягово-сцепных свойств и проходимости колёсных движителей при движении по грунтовым поверхностям.

Результаты и научная новизна. Результатом проведённых теоретических исследований является разработка вопросов оптимизации движителей проектируемых МКМ, предназначенных для работы и движения по грунтовым поверхностям, и обоснование алгоритма оптимизации. Новизна заключается в том, что при рассмотрении процесса взаимодействия колеса с грунтовой поверхностью применены современные зависимости сопротивлений грунта сжатию и сдвигу, основанные на использовании в качестве коэффициентов в уравнениях, описывающих указанные процессы, реальных величин, отражающих то или иное физическое состояние грунтовой поверхности, в отличие от эмпирических коэффициентов, применяемых в большинстве исследований. Также используется современное представление о замене реального колеса жёстким большего диаметра, что позволяет провести аналитические исследования в широком диапазоне параметров движителя и физико-механических характеристик грунтовой поверхности.

Практическая значимость. Приведённый алгоритм оптимизации позволяет на этапе проектирования движителя колёсной машины определить её тягово-сцепные свойства и проходимость при движении по грунтовой поверхности.

22-35 134
Аннотация

Введение. В настоящее время интенсивно ведутся работы по созданию наземного вездеходного электротранспорта, в частности колёсных и гусеничных машин с индивидуальным приводом ведущих колёс. При этом научные методы обеспечения подвижности таких машин на этапе проектирования отсутствуют.

Цель исследования – разработать комплекс натурно-математического моделирования, позволяющий проводить имитацию движения колёсной, гусеничной и двухзвенной гусеничной машин в режиме «реального времени» на ЭВМ под управлением человека.

Методология и методы. В работе рассматривается метод выбора потребной механической характеристики индивидуального привода ведущих колёс колёсной, гусеничной, а также двухзвенной гусеничной машины, обеспечивающей требуемый уровень средней скорости в статистически заданных условиях движения.

Результаты и научная новизна. В статье представлены математические модели колёсной, гусеничной и двухзвенной гусеничной машин, на основе которых построен комплекс натурно-математического моделирования. Приведены зависимости, характеризующие взаимодействие движителя с опорным основанием. Описаны основные возможности комплекса натурно-математического моделирования и его состав. Для проведения численных экспериментов был разработан метод синтеза трасс, заключающийся в вычислении дорожной кривизны и коэффициентов взаимодействия с опорным основанием на основе известных статистических данных (корреляционных функций). При выполнении виртуальных заездов группой водителей-операторов производился сбор данных о режимах работы трансмиссии и средней скорости для различной максимальной мощности транспортных машин.

Практическая значимость. Обработка полученной информации позволяет сформировать требования к длительным и кратковременным режимам работы тяговых электродвигателей, а также к необходимой зоне высокого КПД. Предлагаемый метод даёт возможность выбрать характеристики электромеханической трансмиссии с учётом особенностей способа поворота колёсной, гусеничной и двухзвенной машины.

36-42 84
Аннотация

Введение. В конструкции гусеничного движителя применяют поддерживающие катки с внешней резиновой шиной. Долговечность поддерживающего катка лимитируется долговечностью резинового элемента. Причинами разрушения резиновой шины становятся износ внешней поверхности и усталостное разрушение резины. Для оценки величины указанных факторов необходимо знать напряжённо-деформированное состояние резинового элемента внешней шины.

Цель исследования – оценить влияние конструктивных параметров резиновой шины поддерживающего катка, а именно, угла наклона образующей боковой поверхности резинового элемента на его напряжённо-деформированное состояние и работу сил трения в области контакта резинового элемента с беговой дорожкой звена.

Методология и методы. При определении напряжённо-деформированного состояния механические свойства резины при больших деформациях описываются нео-Гуковым потенциалом. Величина радиальной силы, действующей на поддерживающий каток, задаётся с учётом динамических нагрузок при колебаниях свободной ветви гусеницы.

Результаты и научная новизна. Для рассмотренных вариантов конструкции резинового элемента определены: удельная энергия деформации; перемещения поверхности резинового элемента в области контакта с беговой дорожкой; давление в контакте резинового элемента и беговой дорожки; работа сил трения при перемещении резины в области контакта с беговой дорожкой трака. Показано, что области концентрации удельной энергии деформации и области максимальной удельной работы сил трения на поверхности резинового элемента с наклоном образующей боковой поверхности 10° и 15° совпадают.

Практическая значимость. На основании полученных результатов показано преимущество сечения трапецеидальной формы с углом наклона образующей боковой поверхности резинового элемента 20°.

43-52 184
Аннотация

Введение. Карданная передача – мощный генератор крутильных и изгибных колебаний, ощущаемых субъективно как вибрации и воздействующих на собственные узлы и конструктивно связанные с ней механизмы транспортного средства. Крутильные, изгибные и продольные колебания системы «карданная передача» являются основной причиной износа контактирующих поверхностей узлов и их элементов, находящихся под воздействием силовых факторов – нормальных сил и крутящих моментов. Одной из основных причин выхода из строя карданной передачи является износ её узлов и деталей, приводящий к необходимости решения комплекса задач.

Цель исследования – повысить качество карданных передач производства ОАО «Белкард».

Методология и методы. Разработка конструкций карданных передач нового поколения с изменением технологии изготовления их элементов и применением прогрессивных материалов.

Результаты и научная новизна. Новые решения нашли применение в конструкции и технологии изготовления шарнирного узла. Для изготовления крестовин шарнирного узла впервые в практике автомобилестроительных предприятий Союзного государства использована сталь пониженной прокаливаемости 60ПП, в результате получены более высокие технико-экономические показатели шарнирного узла. На современном уровне решена проблема подвижного шлицевого соединения карданной передачи, в конструкции которой использовано антифрикционное полимерное покрытие шлицев и эффективное уплотнение этого соединения. С целью повышения надёжности соединения карданной передачи и сопрягаемых агрегатов разработаны фланец-вилки с торцовыми зубьями. Отмечается, что перспективное направление развития карданных передач – это использование в их конструкциях шарниров равных угловых скоростей и труб карданных валов из полимерных композиционных материалов. Создан автоматизированный виртуальный испытательный комплекс. Приоритет новых конструкций автокомпонентов и разработанных технологий защищён патентами Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины.

Практическая значимость. Разработана и утверждена в установленном порядке нормативная документация, регламентирующая технологию изготовления и контроль качества. Новые конструкции типизированы по передаваемому крутящему моменту, размерам шарниров, шлицевым соединениям, присоединительным элементам. Автоматизированный виртуальный испытательный комплекс позволяет сократить сроки разработки новых конструкций карданных передач.

53-61 229
Аннотация

Введение. Объектом исследования является система управления изменением траектории движения автомобиля. Предмет исследования – способы поддержания заданной траектории движения автомобиля на основе метода расчёта динамики твёрдых тел. Исследование влияния трансмиссии и подвески на изменение траектории движения автомобиля не рассматривается и выходит за рамки данной статьи.

Цель исследования – разработать модель управления изменением траектории движения автомобиля на примере двухосного полноприводного грузового автомобиля, включающую подсистемы – трансмиссию, систему подрессоривания и рулевое управление.

Методология и методы. Транспортное средство описывалось как система твёрдых тел, связанных шарнирами и силовыми взаимодействиями из библиотеки типовых элементов программного комплекса. По данному описанию системы программный комплекс автоматически формировал системы уравнений движения и связей. Решение уравнений производилось при помощи неявного численного метода с переменным шагом и с автоматическим контролем точности.

Результаты и научная новизна. В работе рассматривается формирование закона управления углом поворота рулевого колеса для поддержания заданной траектории движения. Приводятся подробное описание разработанной упрощённой модели управления и аналитические зависимости – для настройки параметров модели. Показан пример выбора коэффициентов для её настройки, предложены рекомендации для других типов расчётных режимов. В работе выполнен расчёт одного расчётного случая, соответствующего переставке автомобиля с последующим возвращением в первоначальную полосу движения. На этом примере доказана адекватность работы модели.

Практическая значимость. Разработанная математическая модель может использоваться в системах расчёта динамики твёрдых тел при моделировании автомобилей, управляемых водителем, беспилотных автомобилей и адаптивных систем помощи водителю. Динамические модели используются для расчёта нагрузок на несущую систему автомобиля, детали систем подрессоривания и рулевого управления и т.п.

ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ

62-70 98
Аннотация

Введение. Снижение температур теплонагруженных деталей форсированных перспективных дизелей для повышения их надёжности требует увеличения интенсивности теплоотдачи в их полостях охлаждения. Для этого были созданы теплоносители с увеличенным коэффициентом теплопроводности, представляющие собой устойчивые стабильные двухфазные суспензии на основе водного раствора этиленгликоля и твёрдых наночастиц мультиграфена с высоким коэффициентом теплопроводности.

Цель исследования – численное и экспериментальное определение влияния на теплоотдачу повышенного коэффициента теплопроводности двухфазных теплоносителей «базовая жидкость твёрдые наночастицы мультиграфена» при режимных условиях, характерных при работе системы охлаждения двигателя, которые моделировались на экспериментальной установке и с использованием компьютерного CFD-моделирования. Коэффициенты теплоотдачи от нагретой стенки к базовой жидкости и к двухфазному теплоносителю при повышенном его коэффициенте теплопроводности сравнивались между собой при одинаковых условиях испытания.

Методология и методы. На экспериментальной установке, работающей в условиях стационарного режима теплообмена, измерялись температуры жидкости и металлической стенки испытательной секции. При этом обеспечивалась неизменность параметров, которые имеют место в системах охлаждения двигателей: схема омывания нагретой стенки, конструктивные особенности полости охлаждения, искусственная турбулизация потока жидкости и пр. При определении трёхмерных полей скоростей охлаждающей жидкости по длине испытуемой секции, а также температур жидкости и стенки в любой точке расчётной модели выполнялась численная оценка коэффициента теплоотдачи для теплоносителей компьютерным моделированием по методу вычислительной гидродинамики (CFD).

Результаты. Установлено влияние на теплоотдачу повышенного коэффициента теплопроводности теплоносителей с частицами мультиграфена. Наличие наночастиц мультиграфена в суспензии, имеющей коэффициент теплопроводности 0,85 Вт/м·К, привело к увеличению интенсивности теплоотдачи на 30% по сравнению с базовой жидкостью. Полученные экспериментальные результаты были обработаны в числах подобия, что позволило получить критериальное уравнение для теплоотдачи при вынужденной конвекции и турбулентном режиме течения суспензий «жидкость – твёрдые частицы».

Научная новизна обусловлена получением новых данных по теплоотдаче от нагретой стенки к двухфазным теплоносителям «базовая жидкость – твёрдые наночастицы мультиграфена», а также предложением нового критериального уравнения для расчёта интенсивности теплоотдачи в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания при применении таких двухфазных теплоносителей с увеличенным коэффициентом теплопроводности.

Практическая значимость результатов работы заключается в повышении надёжности и обеспечении работоспособности перспективных форсированных двигателей за счёт снижения высоких температур деталей, ограничивающих камеру сгорания. Повышение интенсивности теплоотдачи в систему охлаждения позволит снизить объём охлаждающей жидкости в контуре и улучшить массогабаритные и теплоэнергетические характеристики теплообменных аппаратов системы.

71-77 95
Аннотация

Введение. В качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания могут применяться следующие газы: пропан, бутан, метан. В зависимости от состояния, в котором находится газ, будут различаться системы топливоподачи двигателя. В настоящее время принято выделять шесть поколений топливных систем, которые применяются для подачи газового топлива в двигатель.

Цель исследования – провести исследование газовых топлив и современной (шестое поколение газобалонного оборудования (ГБО)) газовой топливной системы с возможностью её работы по газодизельному процессу. Выполнить моделирование рабочего процесса газодизельного двигателя с целью исследования технико-экономических показателей работы двигателя.

Методология и методы. Исследование проводилось математическими методами и методом натурного эксперимента.

Результаты и научная новизна. Проведён сравнительный анализ свойств газов, применяемых в двигателях внутреннего сгорания в качестве топлива. Рассмотрена современная топливная система газового двигателя и вариант её работы по газодизельному процессу. Выполнено моделирование рабочего процесса газодизельного двигателя. Результаты расчётного исследования подтверждаются данными, полученными в ходе натурного эксперимента (испытания двигателя ГД-243).

Практическая значимость. Предложен вариант работы современной (шестое поколение ГБО) топливной системы по газодизельному процессу (новый объект), а также получена новая зависимость влияния величины запальной порции дизельного топлива на низшую теплоту сгорания единицы смеси (к примеру, 1 кг) газового (пропан-бутан) и дизельного топлив, и, как следствие, на мощность и расход топлива двигателя. Полученные результаты могут быть интересны специалистам в соответствующем направлении.

ИСТОРИЯ ИНСТИТУТА ЧЕРЕЗ СУДЬБЫ ВЕТЕРАНОВ НАМИ

78-88 244
Аннотация
Воспоминания Юрия Ивановича Козлова, 33 года проработавшего в НАМИ, автогонщика, мастера спорта международного класса, лидера сборной СССР на протяжении 14 лет (1967–1981 гг.), шестикратного чемпиона СССР, победителя в составе команды ралли «Тур Европы» в двух зачётных группах («национальной» и «заводской»), победителя этапа чемпионата мира в классе 1600 на ралли «Тысяча Озёр». Длительное время Юрий Иванович тренировал и готовил к соревнованиям сына, известного авто- и мотогонщика, мастера спорта Андрея Козлова, неоднократного призёра чемпионатов страны по картингу, ралли, автокроссу, кольцевым и трековым гонкам, представлявшего в своё время команду НАМИ.


ISSN 0135-3152 (Print)