Нормирование показателей технического состояния амортизаторов автотранспортных средств для их контроля в условиях эксплуатации
Аннотация
Введение. В статье рассмотрены методики нормирования показателей технического состояния амортизаторов автотранспортных средств (АТС) для их контроля в условиях эксплуатации. Цель исследования – повышение устойчивости и активной безопасности АТС на основе эффективных методов контроля автомобильных амортизаторов, учитывающих влияние их технического состояния на характеристики сцепления шин с опорной поверхностью и параметры устойчивости АТС в условиях колебаний нормальной нагрузки.
Методология и методы. Для проведения исследования разработаны методики экспериментального и аналитического исследования. Стендовый метод контроля амортизаторов основан на их способности обеспечивать стабильный контакт эластичной шины с опорной поверхностью и создавать боковые реакции при переезде колесом через единичную неровность. Дорожный метод основан на способности амортизаторов обеспечивать показатели устойчивости АТС при переезде его колёсами через единичную неровность. Для обработки результатов исследования применены распространённые методы аппроксимации.
Результаты и научная новизна. Приведены результаты экспериментальных и аналитических исследований влияния рабочих характеристик амортизаторов на показатели устойчивости АТС в условиях эксплуатации. Представлены результаты стендового и дорожного методов контроля технического состояния амортизаторов АТС в условиях эксплуатации. Научной новизной обладают выявленные зависимости параметров, характеризующих сцепление шины с опорной поверхностью и устойчивость АТС, от технического состояния амортизаторов в процессе эксплуатации и их нормированные значения.
Практическая значимость. Разработанные методики позволяют экспериментально оценивать техническое состояние амортизаторов АТС в условиях эксплуатации с учётом его влияния на характеристики сцепления шин с опорной поверхностью и устойчивость АТС.
Об авторах
Н. Ю. КузнецовРоссия
Кафедра «Автомобильный транспорт», аспирант
г. Иркутск 664074
А. И. Федотов
Россия
Кафедра «Автомобильный транспорт», д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой
г. Иркутск 664074
А. В. Лысенко
Россия
Кафедра «Автомобильный транспорт», аспирант
г. Иркутск 664074
Д. А. Тихов-Тинников
Россия
Кафедра «Автомобили», канд. техн. наук, доцент
г. Улан-Удэ 670013
Список литературы
1. Фалькевич Б.С. Теория автомобиля. – М.: Машгиз, 1963. – 239 с.
2. Федотов А.И. Основы теории эксплуатационных свойств колёсных транспортных средств: учебник для аспирантов направления подготовки 23.06.01 – Техника и технологии наземного транспорта (программа подготовки Эксплуатация автомобильного транспорта). – Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2016. – 254 с.
3. Федотов А.И. Технология и организация диагностики при сервисном сопровождении: учебник для студентов учреждений высш. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 352 с.
4. Федотов А.И. Диагностика автомобиля. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». – Иркутск: Иркутский гос. технич. ун-т, 2012. – 467 с.
5. Дербаремдикер А.Д. Гидравлические амортизаторы автомобилей. – М.: Машиностроение, 1969. 236 c.
6. Дик А.Б. Расчёт стационарных и нестационарных характеристик тормозящего колеса при движении с уводом: дисс. … канд. техн. наук. – Омск: Сибирский автомобильно-дорожный институт, 1988. – 187 c.
7. Федотов А.И., Марков А.С., Яньков О.С., Овчинникова Н.И. Влияние износа рисунка протектора беговой дорожки шины на характеристики её сцепления с опорной поверхностью // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2017. Т. 21. – № 11. – С. 216–225.
8. Лысенко А.В., Федотов А.И., Кузнецов Н.Ю., Тихов-Тинников Д.А. Влияние технического состояния амортизаторов на устойчивость АТС категории М1 / Материалы 106-й международной научно-технической конференции ААИ «Безопасность колёсных транспортных средств в условиях эксплуатации». Иркутск, 2019. – С. 80–91.
9. Кузнецов Н.Ю., Федотов А.И., Лысенко А.В., Тихов-Тинников Д.А., Власов В.Г., Ишков А.М. Математическое описание процесса формирования боковых реакций между эластичной шиной и опорной поверхностью при переезде колеса, движущегося с углами увода, единичной неровности / Материалы 106-й международной научно-технической конференции ААИ «Безопасность колёсных транспортных средств в условиях эксплуатации». – Иркутск, 2019. – С. 524–537.
10. Федотов А.И., Кузнецов Н.Ю. Шинный тестер с беговым барабаном для исследования характеристик шин / Автомобиль для Сибири и Крайнего Севера: конструкция, эксплуатация, экономика: материалы 90-й Междунар. науч.-техн. конф. Ассоциации автомобильных инженеров (Иркутск, 9–10 апреля 2015 г.). Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2015. – С. 138–147.
11. Fedotov A.I., Kuznetsov N.Y., Lysenko A.V., Vlasov V.G. Car Suspension System Monitoring under Road Conditions // AIP Conference Proceedings. – Vol. 1915. – Issue 1. – https://doi.org/10.1063/1.5017362.
12. Лысенко А.В. Теоретические предпосылки дорожного метода контроля технического состояния амортизаторов в условиях эксплуатации / Материалы 106-й международной научно-технической конференции ААИ «Безопасность колёсных транспортных средств в условиях эксплуатации». – Иркутск, 2019. С. 279–292.
Рецензия
Для цитирования:
Кузнецов Н.Ю., Федотов А.И., Лысенко А.В., Тихов-Тинников Д.А. Нормирование показателей технического состояния амортизаторов автотранспортных средств для их контроля в условиях эксплуатации. Труды НАМИ. 2019;(4):46-51.
For citation:
Kuznetsov N.Yu., Fedotov A.I., Lysenko A.V., Tikhov-Tinnikov D.A. The rationing of indicators of vehicles shock-absorbers technical conditions to control them in operation. Trudy NAMI. 2019;(4):46-51. (In Russ.)