Имитационная модель системы охлаждения в среде Matlab, позволяющая анализировать тепловое состояние аккумуляторного модуля
Аннотация
Введение. Развитие сектора экологически чистого транспорта в последнее десятилетие становится одним из наиболее перспективных направлений. Особенно заметным достижением автопроизводителей является серийных выпуск электромобилей.
Цель исследования – формирование методики разработки системы термостатирования тяговой аккумуляторной батареи (ТАБ), в том числе создание имитационной модели (ИМ).
Методология и методы. Основа данной ИМ – стандартная ИМ в библиотеке Matlab/Simulink. Ключевым компонентом в ИМ является блок закрытого канала (трубопровода) для транспортировки жидкости между компонентами теплоносителя с возможностью теплообмена. Представлен перечень необходимых исходных данных, приведены принципиальные схемы, схемы подключения блоков Simulink (в среде Matlab). Описан принцип работы системы, указаны пути реализации ИМ каждого компонента и системы охлаждения в целом электрических транспортных средств (ЭТС). Результаты и научная новизна. Одними из основных препятствующих факторов замены автомобилей с ДВС остаются безопасность и надёжность ЭТС. Один из основных критериев безопасности ТАБ – это эксплуатация в оптимальном температурном диапазоне. Данный факт стимулирует создание систем охлаждения ТАБ и контроля за эксплуатационными свойствами единичных аккумуляторов и ТАБ в целом. При моделировании работы и состояния компонентов тягового электрического оборудования был реализован естественный теплоотвод (5 Вт/м2 ∙°С), показавший свою эффективность.
Практическая значимость. Рассматриваемая ИМ раскрывает широкие возможности для разработки систем термостатирования, то есть возможен подбор компонентов на этапе проектирования системы. В статье изложены выводы по результатам теплового моделирования ТАБ электробуса.
Об авторах
К. Е. КарпухинРоссия
канд. техн. наук, доцент
г. Москва 125438
Р. Ш. Биксалеев
Россия
аспирант
г. Москва 125438
Р. Р. Маликов
Россия
аспирант
г. Москва 125438
А. В. Климов
Россия
канд. техн. наук, руководитель службы электрифицированных автомобилей
г. Москва 143026
Список литературы
1. Feng-ling Y., Wei-ren J., Ling T., Wencheng L., Jing P., Shi-gang L. Analysis of Capacity Fade from Entropic Heat Coefficient of Li[Nix Coy Mnz ]O2 . Graphite Lithium Ion Battery // Journal of the Electrochemical Society. – 163 (5) (2016). – Р. A639–A643.
2. MDPI (Multidisciplinary Digital Publishing Institute). URL: http://www.mdpi.com/19961073/10/9/1284/htm (дата обращения: 18.01.2018).
3. The MathWorks, Inc. URL: https://www.mathworks.com/help/physmod/sps/powersys/ref/battery.html (дата обращения: 18.01.2018).
4. Строганов В.И., Сидоров К.М. Математическое моделирование основных компонентов силовых установок электромобилей и автомобилей с КЭУ: учеб. пособие. – М.: МАДИ, 2015. – 100 с.
5. Xie Q., Yue S., Pedram M., Shin D., Chang N. Adaptive Thermal Management for Portable System Batteries by Forced Convection Cooling // Design, Automation & Test in Europe Conference & Exhibition. 2013. – Р. 4.
6. Карпухин К.Е., Биксалеев Р.Ш., Климов А.В., Оспанбеков Б.К. Об аспектах безопасности тяговых аккумуляторных батарей электрифицированных транспортных средств. Анализ факторов, влияющих на их ресурс, и некоторые методы его оценки // Журнал ААИ. – 2017. – № 6 (107). – С. 26–29.
7. Rui Z., Junjie G., Jie L. An experimental study of heat pipe thermal management system with wet cooling method for lithium ion batteries // Elsevier Journal of Power Sources. – 2015. – № 273. – P. 1089–1097.
8. Fathabadi H. A novel design including cooling media for Lithium-ion batteries pack used in hybrid and electric vehicles // Journal of Power Sources. – 2014. Р. 495–500.
9. Warner J. The Handbook of Lithium-Ion Battery Pack Design. – Elsevier, 2015. – 240 р.
Рецензия
Для цитирования:
Карпухин К.Е., Биксалеев Р.Ш., Маликов Р.Р., Климов А.В. Имитационная модель системы охлаждения в среде Matlab, позволяющая анализировать тепловое состояние аккумуляторного модуля. Труды НАМИ. 2019;(4):61-69.
For citation:
Karpukhin K.E., Biksaleev R.Sh., Malikov R.R., Klimov A.V. A cooling system simulation model in a Matlab environment, allowing to analyze the battery module thermal state. Trudy NAMI. 2019;(4):61-69. (In Russ.)