Сравнительный анализ схем электромеханических трансмиссий гусеничных машин с двумя тяговыми электродвигателями. Часть 1
Аннотация
Введение. В настоящее время интенсивно ведутся разработки по созданию гусеничных машин, оснащённых тяговыми электродвигателями, применение которых практически позволяет отказаться от элементов управления в механическом приводе (фрикционных муфт или тормозов), организовав при этом бесступенчатое прямолинейное движение и поворот, а также рекуперацию части кинетической энергии движения при торможении.
Цель исследования – проведение сравнительного анализа схем электромеханических трансмиссий гусеничных машин с двумя тяговыми электродвигателями.
Методология и методы. Для обеспечения возможности сравнительного анализа электромеханических трансмиссий в работе представлены уравнения кинематических и силовых связей, позволяющие в общем виде описывать механизмы передачи-поворота гусеничных машин, оснащённых двумя тяговыми электродвигателями. Сравнение проводится между такими вариантами схемных решений организации трансмиссии, как: бортовой привод ведущих колёс, раздельный привод на прямолинейное движение и поворот, совместный привод на прямолинейное движение и поворот. Критерием оценки электромеханических трансмиссий выбрана величина установочной мощности электродвигателей (произведение максимального момента на предельную частоту вращения вала ротора), отнесённая к мощностным затратам, необходимым для обеспечения прямолинейного движения. Для проведения расчётов сформирован ряд эксплуатационных режимов работы гусеничных машин.
Результаты и научная новизна. Методы, представленные в настоящей работе, позволяют на этапе проектирования проводить сравнительную оценку эффективности применения различных схемных решений механизмов передачи-поворота разрабатываемых гусеничных машин. Их отличительной особенностью является применение единого подхода к анализу полученных решений. Результатом исследования является научно обоснованный выбор рациональных схем механизмов передачиповорота для быстроходных гусеничных машин с двумя тяговыми электродвигателями.
Практическая значимость. В рамках проведённой работы получен ряд рациональных схемных решений механизмов передачи-поворота гусеничных машин, применение которых позволит уменьшить величину суммарной установочной мощности тягового электропривода и, соответственно, снизить массогабаритные параметры применяемых электродвигателей.
Об авторах
Б. В. ПадалкинРоссия
Кафедра СМ-9 «Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы», канд. техн. наук
г. Москва 105005
Г. О. Котиев
Россия
Кафедра СМ-10 «Колёсные машины», д-р техн. наук, профессор
г. Москва 105005
А. А. Стадухин
Россия
Кафедра СМ-9 «Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы», канд. техн. наук
г. Москва 105005
Б. Б. Косицын
Россия
Кафедра СМ-10 «Колёсные машины», канд. техн. наук
г. Москва 105005
Список литературы
1. Косицын Б.Б., Котиев Г.О., Мирошниченко А.В., Падалкин Б.В., Стадухин А.А. Метод обеспечения подвижности разрабатываемых колёсных и гусеничных машин с индивидуальным электроприводом ведущих колёс // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – 2019. – № 3 (126). – С. 135–144.
2. Косицын Б.Б., Котиев Г.О., Мирошниченко А.В., Падалкин Б.В., Стадухин А.А. Определение характеристик трансмиссий колёсных и гусеничных машин с индивидуальным электроприводом ведущих колёс // Труды НАМИ. – 2019. – № 3 (278). – С. 22–35.
3. Volontsevich D., Duong S.H., Veretennikov I. Analysis of curvilinear motion of tracked vehicles with electromechanical dual-flux turning mechanisms // Eastern-European Journal of Enterprise Technologies. – 2016. – № 3 (81). – P. 21–28. – DOI: 10.15587/1729-4061.2016.71982.
4. Mingfei G., Jibin H., Zengxiong P. Study on optimization for transmission system of electric drive tracked vehicles // The 8th International Conference on Applied Energy – ICAE2016, Energy Procedia. – 2017. – № 105. – P. 2971–2976.
5. Mingfei G., Jibin H., Zengxiong P. Configuration synthesis of electric drive transmissions for tracked vehicles // Advances in Mechanical Engineering. – 2018. № 10 (1). – P. 1–10. – DOI: 10.1177/1687814017749665.
6. Zhaobo Q., Yugong L., Weichao Z., Ziheng P., Keqiang L., Huei P. Simultaneous optimization of topology, control and size for multi-mode hybrid tracked vehicles // Applied Energy. – 2018. – № 212. – P. 1627–1641.
7. Красненьков В.И., Вашец А.Д. Проектирование планетарных механизмов транспортных машин. – М.: Машиностроение, 1986. – 272 с.
8. Забавников Н.А. Основы теории транспортных гусеничных машин. – М.: Машиностроение, 1967. 356 с.
9. Платонов В.Ф., Леиашвили Г.Р. Гусеничные и колёсные транспортно-тяговые машины. – М.: Машиностроение, 1986. – 296 с.
10. Кристи М.К., Красненьков В.И. Новые механизмы трансмиссии. – М.: Машиностроение, 1967. – 216 с.
11. Транспортные машины с газотурбинными двигателями / Н.С. Попов [и др.]: Под ред. Н.С. Попова. – Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1987. – 259 с.
12. Савочкин В.А., Дмитриев А.А. Статистическая динамика транспортных и тяговых гусеничных машин. – М.: Машиностроение, 1993. – 320 с.
13. Фаробин Я.Е. Теория поворота транспортных машин. – М.: Машиностроение, 1970. – 176 с.
Рецензия
Для цитирования:
Падалкин Б.В., Котиев Г.О., Стадухин А.А., Косицын Б.Б. Сравнительный анализ схем электромеханических трансмиссий гусеничных машин с двумя тяговыми электродвигателями. Часть 1. Труды НАМИ. 2020;(2):14-24.
For citation:
Padalkin B.V., Kotiev G.O., Stadukhin A.A., Kositsyn B.B. Comparative analysis of the electromechanical transmissions schemes of tracked vehicles with two traction electric motors. Part 1. Trudy NAMI. 2020;(2):14-24. (In Russ.)