Preview

Труды НАМИ

Расширенный поиск
№ 2 (2020)
Скачать выпуск PDF

АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ

6-13 183
Аннотация

Введение. Действующие нормативные документы не предусматривают оценку б опасности высокоавтоматизированных и беспилотных автомобильных транспортных средств.

Цель работы – анализ современного состояния такой оценки. Предлагаемым способом оценки является установление требований, которые должны предъявляться к высокоавтоматизированным и беспилотным транспортным средствам до момента выпуска их на дороги общего пользования.

Методология и методы. Рассматриваются требования безопасности в отношении высокоавтоматизированных и беспилотных автомобилей на международном уровне Всемирного форума по согласованию требований к транспортным средствам Европейской экономической комиссии ООН в виде Правил ООН, прилагаемых к Соглашению 1958 г., на региональном уровне Евразийского экономического союза в виде Технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), на национальном уровне России в виде постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. № 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств».

Научная новизна заключается в предлагаемых требованиях безопасности, которые необходимо предъявлять к высокоавтоматизированным и беспилотным транспортным средствам до момента выпуска их на дороги общего пользования.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании технических регламентов Евразийского экономического союза в области автомобилей и разработке национальных законодательных актов Российской Федерации в данной области.

14-24 234
Аннотация

Введение. В настоящее время интенсивно ведутся разработки по созданию гусеничных машин, оснащённых тяговыми электродвигателями, применение которых практически позволяет отказаться от элементов управления в механическом приводе (фрикционных муфт или тормозов), организовав при этом бесступенчатое прямолинейное движение и поворот, а также рекуперацию части кинетической энергии движения при торможении.

Цель исследования – проведение сравнительного анализа схем электромеханических трансмиссий гусеничных машин с двумя тяговыми электродвигателями.

Методология и методы. Для обеспечения возможности сравнительного анализа электромеханических трансмиссий в работе представлены уравнения кинематических и силовых связей, позволяющие в общем виде описывать механизмы передачи-поворота гусеничных машин, оснащённых двумя тяговыми электродвигателями. Сравнение проводится между такими вариантами схемных решений организации трансмиссии, как: бортовой привод ведущих колёс, раздельный привод на прямолинейное движение и поворот, совместный привод на прямолинейное движение и поворот. Критерием оценки электромеханических трансмиссий выбрана величина установочной мощности электродвигателей (произведение максимального момента на предельную частоту вращения вала ротора), отнесённая к мощностным затратам, необходимым для обеспечения прямолинейного движения. Для проведения расчётов сформирован ряд эксплуатационных режимов работы гусеничных машин.

Результаты и научная новизна. Методы, представленные в настоящей работе, позволяют на этапе проектирования проводить сравнительную оценку эффективности применения различных схемных решений механизмов передачи-поворота разрабатываемых гусеничных машин. Их отличительной особенностью является применение единого подхода к анализу полученных решений. Результатом исследования является научно обоснованный выбор рациональных схем механизмов передачиповорота для быстроходных гусеничных машин с двумя тяговыми электродвигателями.

Практическая значимость. В рамках проведённой работы получен ряд рациональных схемных решений механизмов передачи-поворота гусеничных машин, применение которых позволит уменьшить величину суммарной установочной мощности тягового электропривода и, соответственно, снизить массогабаритные параметры применяемых электродвигателей.

ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ

25-34 95
Аннотация

Введение. С учётом роста стоимости нефтяных топлив, а также острых экологических проблем, особенно актуальными становятся альтернативные источники энергии. Для России наиболее доступной альтернативой является природный газ. Проведён ряд исследований, посвящённых созданию газового и газодизельного двигателей для работы на природном газе.

Цель исследования – создание методики калибровки топливоподачи газового двигателя с использованием безмоторных калибровок на специализированном экспериментальном комплексе.

Методология и методы. В статье проанализированы и сопоставлены традиционный и предлагаемый методы калибровки топливоподачи газовых двигателей с использованием безмоторной калибровки.

Результаты и научная новизна. В Российской Федерации предложенная методика безмоторной калибровки не имеет аналогов. Эффективность нововведения была успешно апробирована. В статье последовательно описан новый процесс калибровки топливоподачи и приведены результаты практических наработок.

Практическая значимость. Применение предложенной методики позволило снизить объём и сложность калибровочных работ на моторном стенде.

35-43 242
Аннотация

Введение. Использование асинхронного двигателя в качестве исполнительного устройства тягового электропривода транспортного средства, учитывая ограниченность запаса энергии на борту, актуализирует вопрос повышения энергоэффективности двигателя. В этой связи выбор способа управления должен проводиться не только исходя из обеспечения требуемых динамических характеристик, но и с учётом необходимости минимизации затрат энергии. В работе проведён сравнительный анализ энергоэффективности асинхронного двигателя при использовании двух способов управления: с поддержанием постоянства потокосцепления ротора и с постоянством абсолютного скольжения.

Цель исследования – оценка энергоэффективности работы асинхронного двигателя в качестве исполнительного элемента тягового электропривода транспортного средства.

Методология и методы. Расчёты выполняются на основе уравнений асинхронного двигателя, описывающих установившиеся электромагнитные процессы в нём. Сравнение энергоэффективности проводится путём расчёта отношения коэффициентов полезного действия двигателя, полученных при использовании двух сравниваемых способов управления при различных значениях электромагнитного момента и частоты вращения ротора.

Результаты и научная новизна. Разработана методика анализа энергоэффективности асинхронного двигателя с помощью соотношений его КПД при способах управления с постоянством потокосцепления ротора и с постоянством абсолютного скольжения. Представлены результаты сравнения КПД при рассматриваемых способах регулирования. Показано влияние механизма формирования электромагнитного момента в функции тока статора на потери мощности в двигателе. Обоснован выбор способа управления и конструктивных особенностей для асинхронного тягового электродвигателя транспортного средства.

Практическую значимость представляют рекомендации по выбору способа управления асинхронным тяговым электродвигателем и его конструктивных параметров, влияющих на энергоэффективность.

44-54 129
Аннотация

Введение. В перечне веществ, содержащихся в отработавших газах (ОГ) дизелей, выделяются полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), включая бенз-α-пирен (БаП) и альдегиды (RСНO). Удельная токсичность этих соединений на несколько порядков превосходит токсичность нормируемых современными экологическими стандартами выбросов СО, НС, NOx и дисперсных частиц. Из-за сложности анализа реальная токсикологическая опасность БаП и RCOH и методы борьбы с ними остаются недостаточно изученными.

Цель исследования – разработать метод анализа БаП и RCOH в ОГ дизелей и предложить методы их обезвреживания.

Методология и методы. В статье представлены результаты разработок аналитических средств оценки выбросов БаП и RСНO с ОГ некоторых отечественных дизелей. Применительно к анализу ПАУ в ОГ дизелей доработана операция пробоподготовки для определения по методу Шпольского, а для анализа RСНO предложена оригинальная методика раздельного и суммарного контроля с использованием 2,4-динитрофенилгидразина.

Результаты и научная новизна. Используя эти аналитические методы определены раздельные и интегральные (Правило ООН № 49) выбросы БаП и RCНO с ОГ широко распространённых в Российской Федерации дизелей Д-120, ММЗ-245.9 и ЯМЗ-236А. Исследования показали, что по токсикологическому эффекту выбросы БаП и RCНO сопоставимы с выбросами NOx, в связи с чем необходима их нейтрализация. Для решения этой задачи предложено использовать технологию каталитической нейтрализации БаП и RCНO на алюмоплатиновых и алюмопалладиевых металлоблочных катализаторах.

Практическая значимость. Проведённый комплекс исследований показал, что при обработке ОГ на таких катализаторах интегральный выброс БаП и альдегидов снижается более, чем на 80%. Результаты работы подтверждены путём каталитической нейтрализации этих соединений в ОГ дизелей, работающих на традиционных дизельных топливах и конвертированных для работы на диметилэфире.

ОБЗОРЫ, АНАЛИТИКА

55-62 147
Аннотация

Введение. Экономический рост, урбанизация и развитие автомобильного транспорта привели к загрязнению окружающей среды. Особое значение имеет загрязнение воздуха твёрдыми частицами невыхлопного происхождения при эксплуатации транспортных средств.

Цель исследования – провести обзор основных видов загрязнения окружающей среды от автомобилей при их эксплуатации и выполнить анализ проблемных вопросов оценки выбросов невыхлопного происхождения.

Методология и методы. При проведении работы использован метод системного анализа результатов отечественных и зарубежных исследований основных видов загрязнений окружающей среды, в том числе от автомобильного транспорта.

Результаты и научная новизна. В статье обобщены последние данные исследований по основным видам загрязнения окружающей среды и поставлены проблемные вопросы исследования выбросов невыхлопного происхождения от автомобилей при их эксплуатации.

Практическая значимость. В статье определены проблемные вопросы исследования выбросов невыхлопного происхождения, решение которых поможет при определении основных направлений снижения выбросов твёрдых частиц от автомобилей при их эксплуатации.

63-71 312
Аннотация

Введение. Водород в качестве моторного топлива представляет особый интерес как инструмент для изучения особенностей рабочих процессов двигателя внутреннего сгорания. Цель исследования – определить перспективные направления использования водорода в качестве топлива.

Методология и методы. С начала нашего столетия развернулись весьма интенсивные исследовательские работы по созданию автомобилей на топливных элементах (ТЭ). Электрохимические генераторы на основе технологий ТЭ не выделяют вредных веществ, кроме того в процессе работы практически бесшумны.

Результаты. Некоммерческое партнёрство Национальная ассоциация водородной энергетики (НП НАВЭ) 15 лет назад вышла с предложением, направленным на формирование системы законодательного и нормативно-правового регулирования темпами, опережающими продвижение рынка водородных технологий и технологий ТЭ как в нашей стране, так и на мировой арене в целом.

Практическая значимость. В 2007 г. в Государственную Думу был внесён проект Федерального закона № 496165-4 «Технический регламент по безопасности устройств и систем, предназначенных для производства, хранения, транспортировки и использования водорода». В этой связи по инициативе НП НАВЭ в 2008 г. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии был учреждён специализированный Технический комитет по стандартизации ТК 029 «Водородные технологии», зеркальный одноимённому техническому комитету ИСО (ISO/TC 197), который в 2010–2020 гг. разработал систему из 33-х национальных и межгосударственных стандартов, большая часть которых идентична международным стандартам ИСО и МЭК.

ИСТОРИЯ ИНСТИТУТА ЧЕРЕЗ СУДЬБЫ ВЕТЕРАНОВ НАМИ

72-84 217
Аннотация
Пионерский лагерь НАМИ «Чайка» – это гораздо больше, чем просто место отдыха детей сотрудников нашего Института. За 44 года своего существования пионерлагерь в общей сложности принял более 36 000 детей. Точнее сказать, отдыхающих, потому что дети часто приезжали не на одну смену, а на несколько. Вырастая, многие из «пионеров» возвращались в лагерь вожатыми, руководителями кружков, работниками – на все руки. Не так давно Галина Фёдоровна Соломатина, нынешний руководитель профсоюзной организации ФГУП «НАМИ», отдавшая «Чайке» почти четверть века, разговаривала со своими бывшими подопечными, ставшими теперь солидными людьми, живущими в далёких процветающих странах. Телефонный разговор то и дело возвращался к «Чайке», и прежние пионеры с грустью говорили: «Жаль, что у наших детей нет такого детства».


ISSN 0135-3152 (Print)