Preview

Труды НАМИ

Расширенный поиск

Энергоэффективность асинхронного двигателя в качестве тягового электропривода для электротранспорта

Аннотация

Введение. Использование асинхронного двигателя в качестве исполнительного устройства тягового электропривода транспортного средства, учитывая ограниченность запаса энергии на борту, актуализирует вопрос повышения энергоэффективности двигателя. В этой связи выбор способа управления должен проводиться не только исходя из обеспечения требуемых динамических характеристик, но и с учётом необходимости минимизации затрат энергии. В работе проведён сравнительный анализ энергоэффективности асинхронного двигателя при использовании двух способов управления: с поддержанием постоянства потокосцепления ротора и с постоянством абсолютного скольжения.

Цель исследования – оценка энергоэффективности работы асинхронного двигателя в качестве исполнительного элемента тягового электропривода транспортного средства.

Методология и методы. Расчёты выполняются на основе уравнений асинхронного двигателя, описывающих установившиеся электромагнитные процессы в нём. Сравнение энергоэффективности проводится путём расчёта отношения коэффициентов полезного действия двигателя, полученных при использовании двух сравниваемых способов управления при различных значениях электромагнитного момента и частоты вращения ротора.

Результаты и научная новизна. Разработана методика анализа энергоэффективности асинхронного двигателя с помощью соотношений его КПД при способах управления с постоянством потокосцепления ротора и с постоянством абсолютного скольжения. Представлены результаты сравнения КПД при рассматриваемых способах регулирования. Показано влияние механизма формирования электромагнитного момента в функции тока статора на потери мощности в двигателе. Обоснован выбор способа управления и конструктивных особенностей для асинхронного тягового электродвигателя транспортного средства.

Практическую значимость представляют рекомендации по выбору способа управления асинхронным тяговым электродвигателем и его конструктивных параметров, влияющих на энергоэффективность.

Об авторах

И. А. Куликов
ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
Россия

канд. техн. наук, заведующий сектором имитационного моделирования энергетических установок, Центр «Энергоустановки»

г. Москва 125438



А. Н. Панарин
ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
Россия

канд. техн. наук, заведующий отделом «Электрические машины»

г. Москва 125438



Е. С. Походаева
ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
Россия

инженер

г. Москва 125438



А. А. Шорин
ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
Россия

канд. техн. наук, старший эксперт Экспертного совета

г. Москва 125438



Список литературы

1. Hirosawa S. Permanent Magnets Beyond Nd-DyFe-B // Journal of the Minerals, Metals & Materials Society. – 2015. – Vol. 67, No. 6. – P. 1304–1305.

2. Aston A. China’s Rare-Earth Monopoly // MIT Technology Review. – Oct, 2015.

3. Bansal R. Rare No More? // IEEE Microwave Magazine. – March/April, 2013. – P. 18–20.

4. Substitution of critical raw materials in low-carbon technologies: lighting, wind turbines and electric vehicles: научно-технический отчет EUR 28152 EN. – Publications Office of the European Union, 2016. – P. 58–67.

5. Chau K.T. Electric Vehicle Machines and Drives. Design, Analysis and Application. – John Wiley & Sons Singapore Pte. Ltd., 2015. – P. 53–57.

6. Гуляев И.В., Тутаев Г.М. Системы векторного управления электроприводом на основе асинхронизированного вентильного двигателя. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. – 200 с.

7. Поляков В.Н., Шрейнер Р.Т. Энергоэффективные режимы двигателей переменного тока в системах частотного управления: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2017. – 254 с.

8. Усольцев А.А. Частотное управление асинхронными двигателями. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2006. С. 50–65.

9. Соколов М.М., Петров Л.П., Масандилов Л.Б., Ладензон В.А. Электромагнитные переходные процессы в асинхронном электроприводе. – М.: Энергия, 1967. – С. 20–31.

10. Булгаков А.А. Частотное управление асинхронными двигателями. – М.: Энергоиздат, 1982. – С. 51–78.

11. Ключев В.И. Теория электропривода. – М.: Энергоатомиздат, 1998. – С. 102–130.


Рецензия

Для цитирования:


Куликов И.А., Панарин А.Н., Походаева Е.С., Шорин А.А. Энергоэффективность асинхронного двигателя в качестве тягового электропривода для электротранспорта. Труды НАМИ. 2020;(2):35-43.

For citation:


Kulikov I.A., Panarin A.N., Pokhodaeva E.S., Shorin A.A. Energy efficiency of an induction motor operating in a powertrain of an electric vehicle. Trudy NAMI. 2020;(2):35-43. (In Russ.)

Просмотров: 247


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0135-3152 (Print)