Образование испарений в топливном баке автомобиля. Стратегия загрузки адсорбера
https://doi.org/10.51187/0135-3152-2023-2-6-17
Аннотация
Введение (постановка задачи и актуальность). Дополнительно к токсичным веществам, образующимся при сгорании топлива в двигателе, автомобиль генерирует значительное количество углеводородов в виде паров топлива, возникающих в результате испарения из топливного бака и компонентов топливной системы. Параметры процесса парообразования и количество топливных испарений определяются динамикой нагрева топлива в баке на различных режимах эксплуатации автомобиля. Современные требования к предельному уровню выбросов в результате испарения значительно ужесточаются. Поэтому, решение задачи минимизации образования топливных испарений и предотвращения их проникновения в атмосферу является актуальным и практически значимым.
Цели исследований – на основе анализа результатов математического моделирования и экспериментальных исследований разработать модель протекания процессов генерации испарений в топливном баке автомобиля, а также разработать оптимальные стратегию и алгоритм загрузки адсорбера.
Методология и методы. В работе использовано сочетание аналитических методов классической термодинамики с моделированием в среде интегрированной программной платформы Simcenter Amesim.
Результаты и научная новизна. Установлено, что переход от организации загрузки адсорбера с открытым паровым пространством к парообразованию в пространстве постоянного объёма позволяет значительно уменьшить количество углеводородов, поступающих в адсорбер. Практическая значимость. Установлено и обосновано, что аккумулирование углеводородов в закрытом баке с дискретной циклической загрузкой адсорбера позволяет значительно уменьшить генерирование испарений и снизить требования к параметрам адсорбера. Предложен алгоритм оптимальной загрузки адсорбера.
Об авторах
Г. Г. Тер-МкртичьянРоссия
Тер-Мкртичьян Георг Георгович – д-р техн. наук, главный научный сотрудник управления «Топливные системы»
г. Москва 125438
Н. А. Микерин
Россия
Микерин Никита Алексеевич – заведующий конструкторским отделом проектирования и макетирования топливных систем, управление «Топливные системы»
г. Москва 125438
В. В. Главизнин
Россия
Главизнин Владимир Владимирович – начальник управления «Топливные системы»
г. Москва 125438
А. А. Цейтлин
Россия
Цейтлин Алексей Александрович – инженер-конструктор 1-й категории управления «Топливные системы»
г. Москва 125438
А. Б. Малышев
Россия
Малышев Алексей Борисович – заведующий отделом стендовых исследований и испытаний свойств материалов и компонентов АТС, управление исследований и испытаний несущей конструкции АТС и их компонентов
г. Москва 125438
Ю. Г. Тер-Мкртичьян
Россия
Тер-Мкртичьян Юлия Георговна – канд. экон. наук, старший научный сотрудник
г. Москва 125438
Список литературы
1. Тер-Мкртичьян Г.Г. Анализ процессов парообразования в топливном баке автомобиля. Новое уравнение для определения количества испарений // Труды НАМИ. – 2021. – № 2 (285). – С. 74–86.
2. Reddy S. Understanding and designing automotive evaporative emission control systems // SAE Technical Paper. – 2012. – No. 2012-01-1700. DOI: 10.4271/2012-01-1700.
3. Тер-Мкртичьян Г.Г. Менеджмент топливных испарений в автомобилях с бензиновыми двигателями: Учебное пособие. – М.: ФГУП «НАМИ», 2022. – 190 с.
4. Zhang X., Su Y., H. Wu Z.Z. Optimization of the activated carbon adsorption process for automotive fuel vapor emissions control // Journal of Cleaner Production. – 2018. – V. 197. – P. 828–838.
5. Тер-Мкртичьян Г.Г., Микерин Н.А., Главизнин В.В., Балашов Д.Ю., Арабян М.Е. Энергетическая модель термодинамической системы «топливный бак автомобиля». Процессы нестационарного теплообмена при постоянной массе топлива // Труды НАМИ. – 2020. – № 4 (283). – С. 82–93.
6. Тер-Мкртичьян Г.Г., Микерин Н.А., Главизнин В.В., Арабян М.Е., Цейтлин А.А. Обобщённая энергетическая модель открытой термодинамической системы «Топливный бак автомобиля». Процессы нестационарного теплообмена при переменной массе топлива // Труды НАМИ. – 2022. – № 1 (288). – С. 6–16.
7. Reddy S. Mathematical models for predicting vehicle refueling vapor generation // SAE Technical Paper. – 2010. – No. 2010-01-1279. https://doi.org/10.4271/2010-01-1279.
8. Гуреев А.А., Камфер Г.М. Испаряемость топлив для автомобильных двигателей. – М.: Химия, 1982. – 264 с.
9. Liu H., Man H.Y., Tschantz M., Wu Y., He K.B., Hao J.M. VOC from vehicular evaporation emissions: status and control strategy // Environ. Sci. Technol. – 2015. – No. 49. – Р. 14424–14431.
10. Колесников И.М., Винокуров В.А. Термодинамика физико-химических процессов: Учеб. пособие. – М.: РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2005. – 480 с.
11. Ruthven D.M., Faroog S., Knaebal K. Pressure swing adsorption. – N.Y.: VCH, 1994. – 387 p.
12. Regmi S.O., Botte G.G. Modeling of the adsorption behavior of gasoline vapor on activated carbon for automotive emission control // Journal of Colloid and Interface Science. – 2011. – V. 363. – No. 2. – P. 469–475.
Рецензия
Для цитирования:
Тер-Мкртичьян Г.Г., Микерин Н.А., Главизнин В.В., Цейтлин А.А., Малышев А.Б., Тер-Мкртичьян Ю.Г. Образование испарений в топливном баке автомобиля. Стратегия загрузки адсорбера. Труды НАМИ. 2023;(2):6-17. https://doi.org/10.51187/0135-3152-2023-2-6-17
For citation:
Ter-Mkrtich’yan G.G., Mikerin N.A., Glaviznin V.V., Tseytlin A.A., Malyshev A.B., Ter-Mkrtich’yan Yu.G. Evaporation generation in the vehicle fuel tank. Canister feed strategy optimization. Trudy NAMI. 2023;(2):6-17. (In Russ.) https://doi.org/10.51187/0135-3152-2023-2-6-17