Исследования В.А. Грачёва, направленные на достижение максимальной проходимости наземных транспортных средств
https://doi.org/10.51187/0135-3152-2023-2-84-102
Аннотация
Введение (постановка задачи и актуальность). Территория нашей страны расположена в зоне с периодическим снежным покровом. Продолжительность залегания снежного покрова, его характер и свойства в различных районах страны отличаются большим разнообразием. На Крайнем Севере снежный покров лежит 10–11 месяцев. Для развития территорий Сибири, Алтая, Дальнего Востока и Крайнего Севера, а также для решения вопросов энергетической, технологической и экономической безопасности необходимы транспортные средства, обладающие высокой проходимостью в широком диапазоне условий движения. Несмотря на интенсивное дорожное строительство и рост дорожной сети, обеспечение транспортной доступности удалённых регионов нашей страны продолжает оставаться актуальной и перспективной задачей автомобильной отрасли. В статье рассмотрены научно-практические подходы и результаты исследований, проведённых Специальным конструкторским бюро автозавода имени И.А. Лихачёва (далее – СКБ ЗИЛ) под руководством Виталия Андреевича Грачёва, по созданию автомобилей сверхвысокой проходимости.
Цель исследования – обзор и анализ конструкций наземных транспортных средств высокой и сверхвысокой проходимости для сложных условий движения (глубокий снег, вода, болото, песок, инженерные препятствия), созданных на основе проведённых в СКБ ЗИЛ исследований.
Методология и методы. В статье представлен анализ результатов научно-практических экспериментов по движению транспортных средств как с традиционными – колёсными и гусеничными движителями, так и с нетрадиционными – роторно-винтовыми, пневмокатковыми и другими движителями в различных средах, полученных за счёт применения методов, предложенных Грачёвым В.А.
Результаты и научная новизна. Предложены решения, методы и рекомендации по выбору оптимальных типов и видов движителей для работы в конкретных условиях бездорожья, а также надёжные конструкторско-технологические решения, подтверждённые практической реализацией успешных проектов.
Практическая значимость. Восстановление веры в способности и возможности российской научно-инженерной школы на основе информирования нового инженерного поколения о достижениях и об успешных проектах СКБ ЗИЛ под руководством Грачёва В.А. по созданию колёсных машин и машин с нетрадиционным видом движителя (роторно-винтовых и пневмокатковых гусеничных движителей) в различных средах, а также о применённых научно-практических методах при их реализации.
Об авторах
А. Н. ГорчаковРоссия
Горчаков Александр Николаевич – директор Центра анализа и прогнозирования отрасли
г. Москва 125438
Р. Г. Данилов
Россия
Данилов Роман Геннадиевич – канд. техн. наук, заведующий отделом нормативно-технической документации специальных транспортных средств
г. Москва 125438
А. Ю. Чистяков
Россия
Чистяков Александр Юрьевич – специалист управления развития отрасли
г. Москва 125438
Список литературы
1. Аксёнов П.В. Многоосные автомобили. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1989. – 280 с.: ил.
2. Соловьёв В.П., Прочко Е.И., Данилов Р.Г. Главный конструктор: 100 лет со дня рождения Виталия Андреевича Грачёва / под ред. В.П. Соловьёва. – М.: МГИУ, 2003. – 60 с.
3. Прочко Е.И. Виталий Андреевич Грачёв и его автомобили // Грузовик &. – 2008. – № 4. – С. 57–64.
4. Данилов Р.Г., Прочко Е.И., Ермаков П.П., Соловьёв А.В., Косолапов А.И. Преодоление бездорожья. Разработки СКБ ЗИЛ / под ред. В.П. Соловьёва. – Смоленск: Свиток, 2011. – 220 с.
5. Грачёв В.А. О взглядах СКБ ЗИЛ на проходимость / Труды Всесоюзного науч.-техн. совещания «Проблема повышения проходимости автомобилей» 21–23 мая 1974. – М.: НАМИ, 1974. – С. 71–76.
6. Зимелев Г.В. Теория автомобиля. Изд. 2-е, перераб. – М., 1957. – 455 с.
7. Lawrentjew W., Lipowskij L. Schneegangiges versuchsfahrzeug SIL-A167 // Kraftverkehr. – 1967. – № 10. – С. 338–339.
8. Нестеренко В.Н., Косолапов А.И. Вклад ЗИЛа в развитие космонавтики // Московский автозаводец. – 1999. – № 15. – С. 3.
9. Данилов Р.Г. Электроход // ТиВ. – 2014. – № 7. – С. 16–21.
10. Данилов Р.Г. Вездеход на цепи: Автомобили для бездорожья // ТиВ. – 2010. – № 6. – С. 38–42.
11. Данилов Р.Г. Развитие конструкции роторновинтовых движителей для транспортных и технологических машин // Строительные и дорожные машины. – 2015. – № 1. – С. 53–58.
12. Куляшов А.П., Колотилин В.Е. Экологичность движителей транспортно-технологических машин. – М.: Машиностроение, 1993. – 228 с.: ил.
Рецензия
Для цитирования:
Горчаков А.Н., Данилов Р.Г., Чистяков А.Ю. Исследования В.А. Грачёва, направленные на достижение максимальной проходимости наземных транспортных средств. Труды НАМИ. 2023;(2):84-102. https://doi.org/10.51187/0135-3152-2023-2-84-102
For citation:
Gorchakov A.N., Danilov R.G., Chistyakov A.Yu. Studies by Vitaliy Grachev focused on maximum vehicle passability achievement. Trudy NAMI. 2023;(2):84-102. (In Russ.) https://doi.org/10.51187/0135-3152-2023-2-84-102