Новый метод оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания автотранспортных средств в процессе их длительной эксплуатации
https://doi.org/10.51187/0135-3152-2023-4-54-60
Аннотация
Введение (постановка задачи и актуальность). Современный контроль технического состояния двигателя автотранспортного средства осуществляется путём измерения температуры охлаждающей жидкости и масла.
Цель исследований – изучить закономерности старения моторного масла с определением причин изменения показателей работоспособности масла, оценкой его допустимого состояния и выявлением оптимальных сроков его смены по фактическому состоянию.
Методология и методы. Проведён анализ результатов стендовых и эксплуатационных испытаний трёх современных моторных масел при длительной наработке в двигателях семейства КАМАЗ.
Результаты и научная новизна. В статье представлено обоснование использования расхода картерных газов, характеризующего степень износа основных поверхностей трения внутри цилиндропоршневой и газораспределительной группы деталей, в качестве объективного показателя технического состояния двигателя.
Практическая значимость. Для проведения дальнейших исследований обозначены проблемные вопросы, касающиеся качественного контроля технического состояния и повышения срока службы двигателя внутреннего сгорания автотранспортного средства.
Об авторах
Ф. л. НазаровРоссия
Назаров Фёдор Леонидович – генеральный директор
г. Москва 125438
В. Ф. Кутенёв
Россия
Кутенёв Вадим Фёдорович – д-р техн. наук, профессор, Председатель Экспертного совета, Заслуженный деятель науки Российской Федерации
г. Москва 125438
Список литературы
1. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).
2. Правила ООН № 49-05 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств, оснащённых двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ». 3. Всемирная организация здравоохранения, 2014. URL: https://www.who.int/publications/list/2014/ru/ (дата обращения: 02.11.2023).
3. Во всём мире 9 человек из 10 дышат загрязнённым воздухом. URL: https://www.who.int/ru/newsroom/detail/02-05-2018-9-out-of-10-people-worldwidebreathe-polluted-air-but-more-countries-are-taking-action (дата обращения: 02.11.2023).
4. Азаров В.К., Васильев А.В., Кутенёв В.Ф. О причинах увеличивающегося загрязнения воздушной среды больших городов взвешенными частицами от эксплуатации автотранспортного комплекса // Экология и промышленность России. – 2017. – Т. 21. – № 8. – С. 44–48.
5. Азаров В.К. О несправедливой задержке разработок мероприятий (проектов) по эффективному снижению загрязнения атмосферы городов от эксплуатации автотранспорта / Инновационные исследования как локомотив развития современной науки: от теоретических парадигм к практике: сборник научных статей по материалам XXIV Международной научно-практической конференции. – М.: НИЦ МИСИ, 2020. – С. 271–281.
6. Азаров В.К., Кутенёв В.Ф. Современные основные не уменьшаемые источники загрязнения городской воздушной среды невидимыми твёрдыми частицами – особо опасными для здоровья населения / Время научного прогресса: сборник научных трудов по материалам VI Международной конференции, 10.08.2022. – Волгоград: Сфера, 2022. – С. 30–34.
7. Кутенёв В.Ф., Топунов В.Н. Требования к системам вентиляции картера автомобильных двигателей для уменьшения выброса токсичных веществ // Автомобильная промышленность. – 1972. – № 6. – С. 3–5.
8. Матвеев А.А., Исрафилов И.Х., Никитин В.Н., Андрианов С.М. Термодинамический анализ эффективных показателей рабочего процесса дизельного двигателя с открытой и закрытой системой вентиляции картера // Труды НАМИ. – 2021. – № 4 (287). – С. 22–30. DOI: 10.51187/0135-3152-2021-4-22-30.
9. Кулаков А.Т., Назаров Ф.Л., Нуретдинов Д.И. Диагностирование технического состояния двигателя по расходу масла на угар // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. – 2020. – № 2 (85). – С. 6–11.
10. Калимуллин Р.Ф., Мугинова А.М., Назаров Ф.Л., Тетерин М.Ф., Ханнанов М.Д. Некоторые результаты эксплуатационных испытаний моторных масел для двигателей КАМАЗ-910.10-550 / Прогрессивные технологии в транспортных системах: материалы XVI Международной научно-практической конференции. – Оренбург: ОГУ, 2021. – С. 351–356.
11. Barylnikova E.P., Kovalenko S.Yu, Kulakov A.T., Gribkov K.V., Nazarov F.L. Application of electric erosion machining for the restoration of splined surfaces // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2018. – P. 0120551.
12. Барыкин А.Ю., Галиев Р.М., Илдарханов Р.Ф., Назаров Ф.Л., Нуретдинов Д.И., Салахов И.И. Анализ и методика определения остаточного ресурса двигателя внутреннего сгорания по цилиндропоршневой группе // Научно-технический вестник Поволжья. – 2021. – № 11. – С. 16–18.
Рецензия
Для цитирования:
Назаров Ф.л., Кутенёв В.Ф. Новый метод оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания автотранспортных средств в процессе их длительной эксплуатации. Труды НАМИ. 2023;(4):54-60. https://doi.org/10.51187/0135-3152-2023-4-54-60
For citation:
Nazarov F.L., Kutenev V.F. New method of assessment of technical condition of vehicle internal combustion engines in the course of their long-term operation. Trudy NAMI. 2023;(4):54-60. (In Russ.) https://doi.org/10.51187/0135-3152-2023-4-54-60