Расчётное исследование влияния зазоров в приводе электромобиля на динамические процессы в трансмиссии в начале движения
EDN: AZFKDR
Аннотация
Введение (постановка задачи и актуальность). Работа трансмиссии электромобиля на таких режимах движения, как разгон с ускорением и торможение с рекуперацией энергии, приводит к знакопеременному изменению приводного момента и вызывает необходимость учёта зазоров, влияющих на характеристики колебаний момента и угловой скорости. Современные компьютерные программы моделирования позволяют повысить точность расчётов за счёт учёта зазоров в трансмиссии с точными геометрическими размерами и параметрами. Актуальность исследований обусловлена повышением точности результатов моделирования.
Цель исследования – оценка влияния расположения и размеров зазоров на динамику изменения силовых и кинематических характеристик привода.
Методология и методы. В работе использованы методы компьютерного моделирования и виртуальных испытаний.
Результаты. Разработана динамическая модель трансмиссии с учётом локализации и размеров зазоров. Исследование проводилось в два этапа: на первом этапе изучалось влияние локализации зазора на параметры колебаний, на втором – влияние величины приведённого зазора. Установлено, что локализация зазора на выходном валу увеличивает размах колебаний момента привода до 10 раз, а угловой скорости – до 4,5 раза. Увеличение зазора на выходном валу приводит к росту размаха колебаний момента на 50%, угловой скорости – на 30%.
Научная новизна заключается в разработке новой динамической модели трансмиссии легкового автомобиля, позволяющей оценить степень влияния локализации и величины зазора на динамические характеристики.
Практическая значимость заключается в результатах расчётного исследования, которые будут использованы при разработке активного управления электроприводом с точным регулированием подачи момента.
Об авторах
С. Н. ПоддубкоБеларусь
Поддубко Сергей Николаевич – канд. техн. наук, доцент, генеральный директор
г. Минск 220072
А. Н. Колесникович
Беларусь
Колесникович Андрей Николаевич – начальник отдела
г. Минск 220072
А. В. Шмелёв
Беларусь
Шмелёв Алексей Васильевич – канд. техн. наук, заместитель генерального директора по научной работе
г. Минск 220072
А. Л. Кравченок
Беларусь
Кравченок Алексей Леонидович – научный сотрудник
г. Минск 220072
Список литературы
1. Lv C., Zhang J., Ravichandran M., Reddy P. Research on the mechanical mechanism of the shuffle problem of electric vehicles and the sensitivity to clearances // Electronics. – 2022. – V. 11, no. 11. – P. 1935.
2. Guercioni G.R., Galvagno E., Tota A., Vigliani A., Zhao T. Driveline backlash and half-shaft torque estimation for electric powertrains control // SAE Technical Paper. – 2018. – No. 2018-01-1345. DOI: 10.4271/2018-01-1345.
3. La C., Pocci M., Murphy P., Zitko O. NVH considerations for zero emissions vehicle driveline design // SAE Technical Paper Series. – 2011. – No. 2011-01-1545. DOI: 10.4271/2011-01-1545.
4. Syed F.U., Kuang M.L., Ying H. Active damping wheel-torque control system to reduce driveline oscillations in a power-split hybrid electric vehicle // IEEE Transactions on Vehicular Technology. – 2009. – V. 58, no. 9. – P. 4769–4785. DOI: 10.1109/TVT.2009.2025953.
5. Sainio J. Backlash compensation in electric vehicle powertrain: Master’s thesis. – Espoo: Aalto University, 2016. – 109 p. URL: https://urn.fi/URN:NBN:fi:aalto-201605122024 (дата обращения: 04.11.2024).
6. Förth M. Compensation of drivetrain oscillations in electric vehicles: dissertation. – Aachen: Shaker Verlag, 2020. – 94 p.
7. Pham H.T. Control methods of powertrains with backlash and time delay: doctoral dissertation. – Hamburg: Technische Universität Hamburg, 2019. DOI: 10.15480/882.2235.
8. Yonezawa H., Kajiwara I., Nishidome C., Hatano T., Sakata M., Hiramatsu S. Active vibration control of automobile drivetrain with backlash considering timevarying long control period // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part D: Journal of Automobile Engineering. – 2021. – V. 235, no. 2-3. – P. 773–783. DOI: 10.1177/0954407020949428. URL: https://doi.org/10.1177/0954407020949428 (дата обращения: 04.11.2024).
9. Kim C., Huh K. Vibration control of automotive drive system with nonlinear gear backlash // Journal of Dynamic Systems, Measurement, and Control. – 2019. – V. 141, no. 12. – P. 121002. DOI: 10.1115/1.4044461.
10. Samsonovich S.L., Fedotov B.K., Rozhnin N.B., Goryunov R.V. Results of research on backlash compensation in a power electric drive by low-power electronic device // Acta Polytechnica. – 2022. – V. 62, no. 2. – P. 303. DOI: 10.14311/AP.2022.62.0303.
11. Lagerberg A., Egardt B. Estimation of backlash in automotive powertrains: theory and experiments // Mekatronikmöte, 2003. URL: https://urn.kb.se/resolve?urn=urn:nbn:se:hj:diva-6022 (дата обращения: 05.11.2024).
12. Галямов П.М. Снижение динамической нагруженности трансмиссии троллейбуса при трогании совершенствованием системы управления тяговым электродвигателем: дис. ... канд. техн. наук. – Минск, 2012. – 243 c.
Рецензия
Для цитирования:
Поддубко С.Н., Колесникович А.Н., Шмелёв А.В., Кравченок А.Л. Расчётное исследование влияния зазоров в приводе электромобиля на динамические процессы в трансмиссии в начале движения. Труды НАМИ. 2025;(1):6-16. EDN: AZFKDR
For citation:
Poddubko S.N., Kalesnikovich A.N., Shmialiou A.V., Kravchenok A.L. Calculation study of influence of gaps in an electric vehicle drive on dynamic processes in a transmission at the start of driving. Trudy NAMI. 2025;(1):6-16. (In Russ.) EDN: AZFKDR