Preview

Труды НАМИ

Расширенный поиск

Современные тенденции в оценке топливной экономичности автомобилей большой грузоподъёмности

EDN: OMRNSS

Аннотация

Введение (постановка задачи и актуальность). В последние десятилетия особое внимание уделяется снижению так называемого «углеродного следа», что применительно к автомобильному транспорту означает снижение расхода нефтяных и газовых топлив и переход на новые виды энергоносителей, такие как электроэнергия и водород. Вопросом оценки и нормирования топливной экономичности большегрузных автомобилей в мире занимаются с 2018 г., многие страны включились в этот процесс, в результате чего сейчас действуют либо запланированы к вводу в ближайшие годы нормы на пробеговый расход топлива и/или выброс СО2 в странах Европейского союза, Великобритании, США, Канаде, Китае, Индии, Японии. В 2019 г. Международная организация производителей автомобилей (OICA) инициировала ряд встреч в рамках официальной рабочей группы по энергии и выбросам (GRPE) Всемирного форума для согласования правил в области транспортных средств ООН (WP.29), направленных на анализ действующих методов оценки и норм топливной экономичности большегрузных автомобилей с целью поиска путей гармонизации этих требований в масштабах мирового сообщества.

 Цель исследования – обзор современных тенденций совершенствования методов оценки и нормирования топливной экономичности транспортных средств большой грузоподъёмности в рамках деятельности официальной рабочей группы GRPE Всемирного форума для согласования правил в области транспортных средств ООН. Методология и методы. Анализ опубликованных документов и докладов, сделанных на встречах рабочей группы GRPE.

Результаты и научная новизна. Приведены результаты анализа современных подходов и тенденций в оценке топливной экономичности автомобилей большой грузоподъёмности.

 Практическая значимость. Результаты анализа помогут пониманию ключевых вопросов оценки топливной экономичности автомобилей большой грузоподъёмности и совершенствованию нормативной базы, применяемой в Российской Федерации

Об авторах

А. В. Козлов
ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
Россия

 Козлов Андрей Викторович – д-р техн. наук, профессор, начальник управления перспективных  энергоустановок, Центр «Энергоустановки».

г. Москва 125438



А. С. Теренченко
ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
Россия

 Теренченко Алексей Станиславович – канд. техн. наук, директор Центра «Энергоустановки»

г. Москва 125438



Список литературы

1. Regulation (EU) 2019/1242 of the European Parliament and of the Council of 20 June 2019 Setting CO2 Emission Performance Standards for New Heavy-Duty Vehicles and Amending Regulations (EC) no. 595/2009 and (EU) 2018/956 of the European Parliament and of the Council and Council Directive 96/53/ EC // Official Journal of the European Union (OJ) L 198/202 (July 25, 2019). URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2019/1242/oj (дата обращения: 17.10.2024).

2. Regulation (EU) 2018/1999 of the European Parliament and of the Council of 11 December 2018 on the Governance of the Energy Union and Climate Action, amending Regulations (EC) no. 663/2009 and (EC) No. 715/2009 of the European Parliament and of the Council, Directives 94/22/EC, 98/70/EC, 2009/31/EC, 2009/73/EC, 2010/31/EU, 2012/27/EU and 2013/30/EU of the European Parliament and of the Council, Council Directives 2009/119/EC and (EU) 2015/652 and repealing Regulation (EU) no. 525/2013 of the European Parliament and of the Council. URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2018/1999/oj (дата обращения: 17.10.2024).

3. Regulation (EU) 2021/1119 of the European Council and the Parliament of 30 June 2021 Establishing the Framework for Achieving Climate Neutrality and Amen ding Regulation (EC) no. 401/2009 and (EU) 2018/1999 (European Climate Law). URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2021/1119/oj (дата обращения: 17.10.2024).

4. Commission Implementing Regulation (EU) 2022/1362 of 1 August 2022 Implementing Regulation (EC) no. 595/2009 of the European Parliament and of the Council as Regards the Performance of Heavy-Duty Trailers with Regard to Their Influence on the CO2 Emissions, Fuel Consumption, Energy Consumption and Zero Emission Driving Range of Motor Vehicles and Amending Implementing Regulation (EU) 2020/683, OJ L 205/145 (August 1, 2022). URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/reg_impl/2022/1362/oj (дата обращения: 17.10.2024).

5. The revised CO2 standards for heavy-duty vehicles in the European Union. URL: https://theicct.org/wp-content/uploads/2024/05/ID-130-%E2%80%93-EU-CO2_policy_update_final.pdf (дата обращения: 17.10.2024).

6. Heavy-Duty vehicles CO2 determination and standards in the EU. URL: https://unece.org/sites/default/files/2024-05/HDV_FE_Session1_EU.pdf (дата обращения: 17.10.2024).

7. Vehicle energy consumption calculation TOol – VECTO. URL: https://climate.ec.europa.eu/eu-action/transport/road-transport-reducing-co2-emissions-vehicles/vehicle-energy-consumption-calculation-tool-vecto_en (дата обращения: 17.10.2024).

8. Теренченко А.С., Стряпунин А.С. Оценка выбросов CO2 грузовым автомобилем КАМАЗ-54901 с использованием методологии директивы ЕС 2017/2400 // Труды НАМИ. – 2023. – № 4 (295). – С. 61–68. DOI: 10.51187/0135-3152-2023-4-61-68. EDN: BLJFTB.

9. Buysse C., Sharpe B., Delgadohttps O. Efficiency technology potential for heavy-duty diesel vehicles in the United States through 2035. URL: http://theicct.org/wp-content/uploads/2021/12/efficiency-tech-potential-hdvs-us-2035-nov21.pdf (дата обращения: 17.10.2024).

10. Greenhouse gas emissions standards and fuel efficiency standards for medium- and heavy-duty engines and vehicles // Federal Register. – 2011. – V. 76. – No. 179. – 408 p. URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/FR-2011-09-15/pdf/2011-20740.pdf (дата обращения: 17.10.2024).

11. Greenhouse gas emissions and fuel efficiency standards for medium- and heavy-duty engines and vehicles – Phase 2 // Federal Register. – 2016. – V. 81. – No. 206. – 797 p. URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/FR-2016-10-25/pdf/2016-21203.pdf (дата обращения: 17.10.2024).

12. Greenhouse gas emissions standards for heavy-duty vehicles – Phase 3 // Federal Register. – 2024. – V. 89. – No. 78. – 392 p. URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/FR-2024-04-22/pdf/2024-06809.pdf (дата обращения: 17.10.2024).

13. National Standard of China. Fuel consumption limits for heavy-duty commercial vehicles. URL: https://theicct.org/wp-content/uploads/2022/01/China-Stage-3-Standards-GB30510-2018.pdf (дата обращения: 17.10.2024).

14. The Stage 4 proposed amendment to China’s heavy-duty vehicle fuel consumption standard: ICCT reflections. URL: https://theicct.org/wp-content/up-loads/2023/01/China-Stage-4-briefing-A4-v3.pdf (дата обращения: 17.10.2024).

15. Energy consumption test methods for heavy-duty commercial vehicles in China. URL: https://unece.org/sites/default/files/2024-05/HDV_FE_Session1_China.pdf (дата обращения: 17.10.2024).

16. Fuel economy standard and test procedure for HD vehicles in Japan. URL: https://unece.org/sites/default/files/2024-05/HDV_FE_Session1_Japan.pdf (дата обращения: 17.10.2024).

17. Second-phase fuel economy standards for on-road heavy-duty vehicles in Japan. URL: https://theicct.org/wp-content/uploads/2021/06/Japan_HDV_FE_Phase_2_20190129.pdf (дата обращения: 17.10.2024).

18. Notification No. 2030-399. Guidelines for the application of average energy consumption efficiency standards and greenhouse gas standards for medium and heavy-duty vehicles. URL: https://www.law.go.kr/LSW/admRulLsInfoP.do?admRulSeq=2100000196337 (дата обращения: 17.10.2024).

19. Seo J., Park S. Developing an official program to calculate heavy-duty vehicles CO2 emissions in Korea // Transportation Research Part D: Transport and Environment. – 2023. – V. 120. – No. 103774. – 18 p. URL: https://doi.org/10.1016/j.trd.2023.103774 (дата обращения: 17.10.2024).

20. Ministry of Power. Notification S.O. 3215 (E). URL: https://www.transportpolicy.net/wp-content/uploads/2021/08/2020-fuel-consumption-standards.pdf (дата обращения: 17.10.2024).

21. Heavy-duty trucks in India: technology potential and Cost-effectiveness of fuel-efficiency technologies in the 2025–2030 time frame. URL: http://www.indiaenvironmentportal.org.in/files/file/heavy%20duty%20trucks%20in%20india.pdf (дата обращения: 17.10.2024).

22. Ley 21305. Sobre eficiencia energética. URL: https://www.bcn.cl/leychile/navegar?idNorma=1155887 (дата обращения: 17.10.2024).

23. National Electromobility Strategy. URL: https://www.iea.org/policies/14381-national-electromobility-strategy (дата обращения: 17.10.2024).

24. Rota Program 2030. URL: https://mover.fundep.ufmg.br/program/ (дата обращения: 17.10.2024).

25. Canada: Heavy-duty: GHG. URL: https://www.transportpolicy.net/standard/canada-heavy-duty-ghg/ (дата обращения: 17.10.2024).

26. Latest iterations of HDV Fuel Economy standards. URL: https://unece.org/sites/default/files/2024-05/HDV_FE_Session1_ICCT.pdf (дата обращения: 17.10.2024).

27. Regulation (EU) 2024/1610 of the European Parliament and of the Council of 14 May 2024 amending Regulation (EU) 2019/1242 as regards strengthening the CO2 emission performance standards for new heavy-duty vehicles and integrating reporting obligations, amending Regulation (EU) 2018/858 and repealing Regulation (EU) 2018/956. URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2024/1610/oj (дата обращения: 17.10.2024).

28. First elements to be considered for global harmonization – Component testing as part of HDV FE regulatory frameworks. URL: https://unece.org/sites/default/files/2024-05/HDV_FE_Session2_OICA.pdf (дата обращения: 17.10.2024).

29. Latest iterations of HDV fuel economy standards. Global overview of heavy duty fuel economy standards. URL: https://unece.org/sites/default/files/2024-05/HDV_FE_Session1_OICA.pptx (дата обращения: 17.10.2024).

30. Terms of reference and rules of procedure for the Informal Working Group on Fuel Economy Harmonization. URL: https://unece.org/sites/default/files/2024-10/GRPE-91-35e.pdf (дата обращения: 17.10.2024).

31. Токарев А.А. Топливная экономичность и тягово-скоростные качества автомобиля. – М.: Машиностроение, 1982. – 224 с.

32. Московкин В.В., Евграфов А.Н., Петрушов В.А. Топливная экономичность грузовых автомобилей и автопоездов. Методы исследования и расчёта. – М.: НИИНавтопром, 1979. – 44 с.

33. Петрушов В.А. Мощностной баланс автомобиля. – М.: Машиностроение, 1984. – 160 c.

34. Ерохов В.И. Энергоносители наземных транспортных средств. – М.: Горячая Линия – Телеком, 2023. – 500 с.

35. Карабцев В.С. Улучшение топливной экономичности и тягово-скоростных свойств магистрального автопоезда совершенствованием методов и комплексного критерия оценки эксплуатационной эффективности на стадии проектирования и доводки: дис. ... канд. техн. наук. – Набережные Челны: Камская инженерно-экономическая академия, 2009. – 173 с.


Рецензия

Для цитирования:


Козлов А.В., Теренченко А.С. Современные тенденции в оценке топливной экономичности автомобилей большой грузоподъёмности. Труды НАМИ. 2025;(3):96-114. EDN: OMRNSS

For citation:


Kozlov A.V., Terenchenko A.S. Current trends in assessing fuel economy of heavy duty vehicles. Trudy NAMI. 2025;(3):96-114. (In Russ.) EDN: OMRNSS

Просмотров: 45


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0135-3152 (Print)