Проходимость и тягово-сцепные свойства многоцелевых колёсных машин при движении по грунтам со слабой несущей способностью
Аннотация
Введение. Тягово-сцепные качества являются одними из основных свойств многоцелевых колёсных машин (МКМ), определяющих их проходимость, особенно в тяжёлых эксплуатационных условиях, в частности по грунтам со слабой несущей способностью. К последним относятся различные категории торфяно-болотных грунтов, отличающихся глубиной залегания торфяной массы, покровом и растительными остатками, происхождением и влажностью. Одними из важнейших физико-механических свойств торфяно-болотных грунтов, определяющих тягово-сцепные свойства и проходимость МКМ, являются их сопротивление сжатию и сдвигу под действием динамической нагрузки и влажность. Изучение влияния указанных параметров на тягово-сцепные свойства и проходимость являются предметом этого теоретического исследования.
Цель исследования – изучение влияния физико-механических свойств торфяно-болотных грунтов на тягово-сцепные качества и проходимость МКМ при движении по ним под нагрузкой и определение последних.
Методология и методы. При проведении теоретических исследований используются современные представления о деформации торфяно-болотных грунтов под влиянием внешней нагрузки. Произведена замена реального ведущего колеса жёстким колесом большего диаметра, что дало возможность с достаточной степенью точности получить аналитические зависимости для определения тягово-сцепных качеств и проходимости МКМ.
Результаты и научная новизна. С новых позиций рассмотрены процессы взаимодействия колеса с грунтовой поверхностью, позволяющие определить рациональные размеры колёсного движителя в зависимости от нагрузки и физико-механических свойств торфяно-болотного грунта.
Практическая значимость. Результаты теоретического исследования позволяют найти оптимальные параметры колёсного движителя проектируемой машины определённой размерности, предназначенной для движения по слабым грунтам.
Об авторах
В. В. ГуськовБеларусь
д-р техн. наук, профессор. Заслуженный деятель науки и техники БССР, лауреат Государственной премии Республики Беларусь в области науки и техники, профессор кафедры «Тракторы»
г. Минск 220027
А. С. Поварехо
Беларусь
канд. техн. наук, доцент кафедры «Тракторы», зав. отделением «Автомобиле- и тракторостроение» ф-ла БНТУ «Научно-исследовательский политехнический институт».
г. Минск 220051
Список литературы
1. Корчунов С.С. Деформация однородной земли // Торфяная промышленность. – 1946. – № 10. – С. 12–18.
2. Кацыгин В.В. Некоторые вопросы деформации почв. Вопросы сельскохозяйственной механики. Т. XIII. – Мн.: Изд-во «Урожай», 1964. – С. 28–43.
3. Бабков В.Ф., Бируля А.К., Сиденко В.М. Проходимость колёсных машин по грунту. – М.: Автотрансиздат, 1959. – 168 с.
4. Беккер М.Г. Введение в теорию местности колёсных машин / Пер. с англ. д-ра техн. наук В.В. Гуськова. – М.: Машиностроение, 1973. – 519 с.
5. Многоцелевые гусеничные и колёсные машины. Теория / В.П. Бойков, В.В. Гуськов, Ч.И. Жданович; под общ. ред. д-ра техн. наук В.П. Бойкова. – М.: ИНФРА-М; Минск, Новое знание, 2012. – 543 с.
6. Гуськов В.В. Оптимальные параметры сельскохозяйственных тракторов. – М.: Машиностроение, 1966. – 195 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гуськов В.В., Поварехо А.С. Проходимость и тягово-сцепные свойства многоцелевых колёсных машин при движении по грунтам со слабой несущей способностью. Труды НАМИ. 2019;(2):24-31.
For citation:
Gus’kov V.V., Povarekho A.S. Passability and traction characteristics of multipurpose wheeled vehicles when driving on with a weak bearing capacity soils. Trudy NAMI. 2019;(2):24-31. (In Russ.)