Оценка безопасности высокоавтоматизированных и беспилотных автомобилей
Аннотация
Введение. Действующие нормативные документы не предусматривают оценку б опасности высокоавтоматизированных и беспилотных автомобильных транспортных средств.
Цель работы – анализ современного состояния такой оценки. Предлагаемым способом оценки является установление требований, которые должны предъявляться к высокоавтоматизированным и беспилотным транспортным средствам до момента выпуска их на дороги общего пользования.
Методология и методы. Рассматриваются требования безопасности в отношении высокоавтоматизированных и беспилотных автомобилей на международном уровне Всемирного форума по согласованию требований к транспортным средствам Европейской экономической комиссии ООН в виде Правил ООН, прилагаемых к Соглашению 1958 г., на региональном уровне Евразийского экономического союза в виде Технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), на национальном уровне России в виде постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. № 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств».
Научная новизна заключается в предлагаемых требованиях безопасности, которые необходимо предъявлять к высокоавтоматизированным и беспилотным транспортным средствам до момента выпуска их на дороги общего пользования.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании технических регламентов Евразийского экономического союза в области автомобилей и разработке национальных законодательных актов Российской Федерации в данной области.
Об авторе
Б. В. КисуленкоРоссия
д-р техн. наук, Советник генерального директора по техническому регулированию
г. Москва 125438
Список литературы
1. SAE J3016. Standard: Taxonomy and Definitions for Terms Related to On-Road Motor Vehicle Automated Driving Systems. Issued: 2014-01-16 – SAE International Inc., 2014.
2. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, принят Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877.
3. Соглашение о принятии согласованных технических правил Организации Объединённых Наций для колёсных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/ или использованы на колёсных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих правил Организации Объединённых Наций.
4. Соглашение о введении Глобальных технических правил для колёсных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колёсных транспортных средствах, совершено в Женеве 25 июня 1998 года.
5. Соглашение о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колёсных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров, совершено в Вене 13 ноября 1997 года.
6. Конвенция о дорожном движении. Совершено в Вене 8 ноября 1968 года.
Рецензия
Для цитирования:
Кисуленко Б.В. Оценка безопасности высокоавтоматизированных и беспилотных автомобилей. Труды НАМИ. 2020;(2):6-13.
For citation:
Kisulenko B.V. Safety assessment of highly automated and unmanned vehicles. Trudy NAMI. 2020;(2):6-13. (In Russ.)