Preview

Труды НАМИ

Расширенный поиск

Исторический обзор основных направлений повышения проходимости традиционных колёсных транспортных средств

https://doi.org/10.51187/0135-3152-2022-3-45-62

Аннотация

Введение (постановка задачи и актуальность). В Российской Федерации автомобильный транспорт играет одну из ключевых ролей в экономике. Он перевозит 59% пассажиров и 68% грузов. В тоже время плотность дорожной сети в стране составляет лишь 64 км на 1000 км2, из которых 70% занимают дороги с твёрдым покрытием. В районах Севера и Северо-Востока, занимающих более 60% территории Российской Федерации, плотность дорожной сети, особенно с твёрдым покрытием, ещё меньше. При этом более половины автомобильных перевозок осуществляется по грунтовым дорогам и автозимникам. В весенне-осенний и зимний периоды дороги часто становятся труднопроходимыми для традиционных автомобилей. Поэтому возникает задача повышения проходимости традиционных колёсных транспортных средств (ТС).
Цель исследования – определить основные направления повышения проходимости традиционных ТС.
Методология и методы. При проведении исследований использован метод системного анализа основных путей повышения проходимости колёсных ТС на базе отечественных и зарубежных материалов.
Результаты и научная новизна. В статье приведён краткий анализ путей повышения проходимости колёсных ТС, предложены основные способы повышения их проходимости. Даны результаты сравнительных исследований ТС на шинах сверхнизкого давления и гусеничных движителях “MATTRACKS”.
Практическая значимость. В статье предложены основные способы повышения проходимости традиционных ТС. Представлена таблица коэффициентов сопротивления качению и сцепления шин сверхнизкого давления и гусеничных движителей “MATTRACKS”.

Об авторе

В. И. Котляренко
ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»
Россия

 Котляренко Владимир Иванович  – д-р техн. наук, ведущий эксперт Экспертного совета 

г. Москва 125438, Российская Федерация 



Список литературы

1. Транспорт России. Информационно-статистический бюллетень. 2021 год. Минтранс России, 2021. – С. 5–7. URL: https://mintrans.gov.ru/ documents/7/11784 (дата обращения: 18.07.2022).

2. Российский статистический ежегодник. Росстат, 2021. – С. 464. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2021.pdf (дата обращения: 18.07.2022).

3. ГОСТ 15150-69. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды. – М.: Стандартинформ, 2010.

4. Котляренко В.И. Научное обоснование создания и разработки ходовых систем транспортных средств на пневмоколёсных движителях сверхнизкого давления: дисс. ... д-ра техн. наук. – Нижний Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, – 2009. – С. 351.

5. Агейкин Я.С. Проходимость автомобиля. – М.: Машиностроение, 1981. – 231 с.

6. Беккер М.Г. Введение в теорию систем местность – машина: Пер. с англ. / Под ред. В.В. Гуськова. – М.: Машиностроение, 1973. – 520 с.

7. Бочаров Н.Ф., Гусев В.И., Семёнов В.М., Соловьёв В.И. Транспортные средства на высокоэластичных движителях. – М.: Машиностроение, 1974. – 208 с.

8. Вонг Д. Теория наземных транспортных средств: Пер. с англ. / Под ред. А.И. Аксёнова. – М.: Машиностроение, 1982. – 284 с.

9. Проектирование полноприводных колёсных машин / Под ред. А.А. Полунгяна, в 3-х т. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.

10. Петрушов В.А., Стригин И.А., Иванов В.А., Краснов А.С. Опыт поисковых работ по созданию многоосных колёсных транспортных средств на шинах низкого давления / Труды всесоюзного научно-технического совещания «Проблема повышения проходимости автомобилей». – М.: Изд-во НАМИ, 1975. – С. 250–256.

11. Шины повышенной проходимости. 400/70-21(1100х400-533) Омскшина О-47А TT. URL: http://kazantyre.ru/shiny-povyshennoj-prokhodimosti/507-40070-5331100kh400-533-omskshina-o-47a-tt.html (дата обращения: 19.07.2022).

12. Грузовые шины. Шина 14.00-20 14PR ОИ-25 TT Алтайшина. URL: https://www.specshina.ru/?page=kat&sub=truck&katid=0000000335 (дата обращения: 19.07.2022).

13. Шина ТРЭКОЛ 1300*600-533. URL: https://xn--d1aeg2abgn.xn--p1ai/products/20637539 (дата обращения: 19.07.2022).

14. Первый КрАЗ с ломающейся рамой. URL: https://zen.yandex.ru/media/book_of_car/pervyi-kraz-slomanoi-ramoi-kotoryi-mog-stat-luchshim-lesovozomsssr-5e0454c3e6e8ef00ae2e204f (дата обращения: 20.07.2022).

15. Котляренко В.И. Основные направления повышения проходимости колёсных машин. – М.: Изд-во МГИУ, 2008. – 284 с.

16. Отечественный автопром. НАМИ-0127 (НАМИ-МЭМЗ-0127). URL: http://nashi-avto.ru/ru/nami/s/%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8-%D0%BC%D1%8D%D0%BC%D0%B7-0127.html (дата обращения: 20.07.2022).

17. Михайлов Ю.Б. и др. Шины с шипами. За и против. Производство и эксплуатация. – СПб.: Б.С.К., 1998. – С. 202.

18. Пресс-релиз фирмы MICHELIN от 09.02.2004.

19. Вездеходные транспортно-технологические машины / Под редакцией В.В. Белякова и А.П. Куляшова. – Н. Новгород.: ТАЛАМ, 2004. – 960 с.

20. ROTTNE H21D. URL: https://dominga.lt/ru/tehnika-dlia-lesnogo-hoziajstva/kolesnyj-harvesterrottne/rottne-h21d/ (дата обращения: 30.08.2022).

21. Противобуксовочные устройства для авто. URL: https://perevozka24.ru/pages/protivobuksovochnyeustroystva-dlya-avto (дата обращения: 30.08.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Котляренко В.И. Исторический обзор основных направлений повышения проходимости традиционных колёсных транспортных средств. Труды НАМИ. 2022;(3):45-62. https://doi.org/10.51187/0135-3152-2022-3-45-62

For citation:


Kotliarenko V.I. Historical overview of the main directions to increase traditional wheeled vehicles cross-country ability. Trudy NAMI. 2022;(3):45-62. (In Russ.) https://doi.org/10.51187/0135-3152-2022-3-45-62

Просмотров: 239


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0135-3152 (Print)